Владимира Железникова часто считают автором одного произведения — знаменитой повести «Чучело». Но это совсем не так: на счету писателя больше десятка произведений для детей и семейного чтения. Проза Железникова отличается остротой нравственных проблем, глубоким драматизмом и ненавязчивой, простой моралью. Вместе с тем она яркая, задорная и позитивная. Именно такой получилась у Владимира Железникова повесть «Жизнь и удивительные приключения чудака».
Главный герой этой истории — шестиклассник по имени Борис. Весёлый парень любит гонять в футбол, ходить в кино, гулять по парку с одноклассниками и вообще жить беззаботно. Поэтому он не слишком обрадовался, когда однажды на его плечи вдруг упал тяжёлый груз ответственности. Борису поручили шефство над первоклашками — назначили вожатым в 1-й «А». Надо ли говорить, что возиться с малышами, Борису очень не хотелось. Но как-то само собой получалось. То к маленькой Наташе на школьном дворе привяжется огромная собака — и Борис тут как тут, провожает до дома: а вдруг пёс покусает девчонку! То у мальчика Гоши заболит зуб, а его родители, как нарочно, окажутся на работе. Пришлось Борису вести ребёнка к врачу: не ждать же, пока щека опухнет! И вроде бы понимает Борис, что есть дела поважнее: друзья зовут играть в футбол, в кинотеатре показывают интересный фильм. Но никак не может удержаться: то и дело бросается на помощь то одному, то другому.
В шутливой манере, с добрым юмором, Владимир Железников рассказывает очень поучительную и важную историю о том, что доброта и стремление помогать заложено в каждом человеке. Стоит только попробовать проявить участие к людям, и эти добродетели обязательно проявятся и принесут радость. Герой повести, признаваясь самому себе, говорит: «Среди этих детей я живу жизнью, которая сделала меня счастливым». И почему-то кажется, что Чудаком автор назвал Бориса не только потому, что он не похож на других ребят, но и потому, что он оказался способным на чудо — чудо любви к ближнему. С которым жизнь и увлекательные приключения Чудака стали ещё интереснее.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.