
Фото: Derek Lee/Unsplash
В 1870 году в семье почётного гражданина Евпатории Эзры Дувана родился сын Семён. Фамилия Дуван переводится с караимского языка — одного из разновидностей тюркского — как «правитель». Семён Эзрович соответствовал ей целиком и полностью. За всю свою историю Евпатория не знала лучшего городского головы, чем Дуван.
Общественную деятельность Семён начал, как депутат местной Думы и член городской управы. Идей и предложений по благоустройству Евпатории у молодого человека было великое множество. Про него говорили, что Дувану до всего есть дело и на всё хватает времени. К примеру, он сам проверял как замащивают мостовые и лично добывал в Петербурге деньги на эти работы. Энергичному Дувану было невозможно отказать. На 250 000 рублей, что выделили в столице, замостили почти все улицы Евпатории.
В 1906 году Семёна Эзровича избрали городским головой. До него никто не прочил Евпатории большого курортного будущего. Дуван первым понял, что город может стать «русской Ниццей». Но для этого его необходимо было расширить. Дуван дошёл до Государственнного Совета и Евпатория почти бесплатно получила нужную ей территорию. В благодарность за этот бескорыстный труд именем Дувана при его жизни, что стало единственным случаем в истории Евпатории, назвали одну из улиц. Получив столь приятное известие, растроганный Семён Эзрович сказал: «Даю слово, что имя, данное улице, постараюсь носить с достоинством и приложу все усилия, чтобы город, оказавший мне столь высокую честь, никогда в этом не раскаялся».
Евпатория строилась со сказочной быстротой и всё благодаря энергии Дувана. При нём город стал благоустроенным причерноморским курортом, одним из лучших в Крыму местом для отдыха и лечения. Даже враги Семёна Эрзовича признавали, что именно он сумел пробудить Евпаторию от спячки. В газете «Одесский листок» писали: «Дуван — человек с размахом, который скорее пригоден для Москвы, чем для маленькой Евпатории». И всё же именно родной город вдохновлял Семёна Эрзовича на неустанный труд. «Я люблю Евпаторию, люблю так горячо, так только можно любить родину. Я верю в светлое будущее Евпатории и твёрдо уповаю, что будущее это не за горами», — писал Дуван.
«Светлое будущее» Семён Эзрович строил в том числе и на собственные средства. Так он возвёл изящное здание для библиотеки имени Александра Второго. На её полки легли книги из личного собрания Дувана. Семён Эрзович открывал больницы и школы. Пожертвовал немалые средства на строительство греческой церкви. Постоянно оказывал финансовую помощь малоимущим жителям Евпатории. Опекал школу-санаторий для глухонемых, мужскую и женскую гимназии. Причём, лично вносил плату за учение детей из бедных семей горожан и крестьян. Во время Русско-Японской и Первой мировой войн Дуван передал армии крупные суммы. Когда императрица Александра Фёдоровна открыла в Евпатории военный санаторий, Дувана назначили его заведующим. И он, дабы достойно содержать это лечебное учреждение, продал одно из своих имений. По всему Евпаторийскому уезду Семён Эзрович провёл телефонную сеть. А в самой Евпатории открыл трамвайное движение. Трамвай и по сей день ходит по тому маршруту, который в 1914 году предложил Дуван.
Семён Эзрович всегда работал на совесть. Его требовательность к себе порой доходила до смешного. Например, когда в городе строили женскую гимназию, Дуван вдруг стал сомневаться в качестве гидравлической извести, от которой зависит прочность фундамента. Семён Эзрович замучил своих домашних опытами, а потом замучил подрядчика, заставив его раскопать фундамент. Известь оказалась хорошей. Дуван возместил непредвиденные расходы из своего кармана, но зато был спокоен за безопасность гимназисток.
Семён Эзрович прожил долгую жизнь, он скончался в 1957 году во Франции, куда его семья эмигрировала после революции. Но Дувана прекрасно помнят в Евпатории и до сих пор называют «городским головой Божьей милостью».
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица