
Фото: Caleb Woods/Unsplash
В России Новый год — это очень радостный, светлый праздник, но при этом абсолютно светский. Таким он был задуман в годы советской атеистической власти и таким до сих пор остается. Причем из-за того, что страна наша живет по одному календарю, григорианскому, а Церковь — по календарю юлианскому, Новый год всегда попадает на рождественский пост. И это многих верующих очень сильно смущает.
Несколько иначе дело обстоит в православной Румынии. Во-первых, Новый год там празднуется уже после Рождества, которое отмечается 25 декабря. А во-вторых, Новый год для румын это тоже церковный праздник, а Дед Мороз — самый настоящий святой.
Новый год в Румынии часто называют «малым Рождеством». А главное действующее лицо праздника, его основного персонажа Мош Крэчуном, что в переводе с румынского означает — «Дед Рождество». Мош Крэчун — это не просто волшебный старик, раздающий подарки детям в новогоднюю ночь. Насчет него в Румынии существует целая церковная легенда.
Румыны верят, что Мош Крэчун являлся хозяином того хлева в Вифлееме, в котором в ночь Рождества остановились Дева Мария и Иосиф Обручник. Они не смогли найти в городе место в гостинице. И, как говорят румыны, Мош Крэчун их фактически спас — дал им возможность переночевать в своей пещере, а еще и накормил Святое семейство молоком и сыром. Благодаря своему гостеприимству и щедрости Мош Крэчун получил от Бога особую обязанность приходить к детям на Рождество и дарить им подарки.
Православные румыны любят к Рождеству изготавливать особый крендель, который является символом Мош Крэчуна и называется точно также. Крендель Мош Крэчун имеет особую форму. Одним он напоминает незавершенную внизу восьмерку, другим — бублик на ножках.
На самом деле, крендель Мош Крэчун символизирует собой самого Иисуса Христа. Верхняя часть кренделя, круг, говорит нам о том, что Спаситель является Богом. Круг не имеет начала и конца и обозначает вечность. А вечностью обладает Бог. Ножки кренделя говорят нам о том, что Спаситель был еще и человеком и ходил среди людей.
Рождественский крендель первым лепится из теста и первым полагается в печь. В Рождественский сочельник крендель Мош Крэчун торжественно ставится в святой угол рядом с иконами. Этим действием румыны открывают рождественский период в своем доме. Нередко крендель украшают базиликом и иными пахучими травами.
Румыны считают, что рождественский крендель обладает целебными свойствами, а потому не спешат его съесть и хранят для особого случая. Если кто-то в семье заболеет, ему дают кусочек Мош Крэчуна и болезнь обычно отступает. Вот так в Румынии Дед Рождество соединяет между собой Рождество и Новый год. На Рождество появляется в виде кренделя, а на Новый год приходит уже сам лично с разнообразными подарками.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема