Еф., 233 зач., VI, 10-17.
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять.
14 Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, 15 и обув ноги в готовность благовествовать мир; 16 а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Современное развитие медицины и науки делает жизнь нашего тела более прозрачной и очевидной. Одним из следствий этого процесса оказывается стремление многих людей укрепить здоровье и защитить себя. Когда-то для людей настолько же очевидной была жизнь духовная и духовное здоровье.
Многие ли из нас о нем задумываются? Можно сказать, что эти очевидности в нашем сознании поменялись местами.
Итак, в сегодняшнем чтении мы слышим как апостол описывает жизнь христианина как жизнь война. Казалось бы, христианство мирная религия, при чем здесь воины? При том, что она мирная в отношении людей, но не мирная по отношению к злу, в каких бы формах оно не проявлялось. Христиане — войны в той войне, которая совсем не очевидна, но от этого не менее реальна.
Как считается, апостол писал послание к ефесянам находясь в узах, то есть в римской тюрьме. Как и в любой другой тюрьме для человека было бы свойственно ощущать свое бессилие, но Павел не обычный человек, он ученик того, кто победил даже будучи распят на кресте. Поэтому для него свойственно думать не только о внешних вещах, о внешней победе и внешней свободе… Апостол понимает, что внешние обстоятельства могут быть разными, они далеко не всегда от тебя зависят… Как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. Но внутреннее состояние всегда в твоих руках… Мы часто употребляем фразу «внутренний мир», но попробуем посмотреть на слово мир в другом смысле и получится, что на самом деле у большинства из нас никакого внутреннего мира нет — есть внутренняя война. А раз война, мы должны быть к ней готовы. И самое главное должны стремиться к миру.
Мы видим апостола в тюрьме, внешне бессильным, но внутренне он очень силен. Источник этой внутренней силы он описывает так: «братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его». Наше усилие, если оно совершается с верой усиливается Богом многократно. Но усилие это направлено не против ближних, но против «козней диавольских». В них, в этих кознях, в том, что мы им поддаемся, апостол и видит корень проблем. Дело не в людях из плоти и крови, дело в грехе, который их разделяет. Значит стремление к настоящему внутреннему и внешнему миру возможно только через войну с грехом, с теми, кто его провоцирует.
Оружие для этой войны нам подает Бог. И оно как всегда особенное, не такое к какому привык современный мир. Ведь пояс, которым надо подпоясаться — это истина, а броня — это праведная жизнь, обувь — мирный настрой, щит — вера, а шлем — спасение. Заметим, что все перечисленное апостолом — средства защиты, экипировка. И единственное оружие в собственном смысле слова — это меч, но и он как Слово Божие носит духовный характер.
Как часто в последнее время мы видим христиан, которые действуют не свойственными им методами, которые готовы взяться за настоящее оружие и вступить в настоящую войну. Конечно, случается в жизни всякое, но мы всегда должны помнить, что плоды победы внешней только тогда будут полезны, когда совершится победа внутренняя.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.