
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известно, что религиозные течения отличаются друг от друга. Но вместе с тем, есть в них и нечто общее, как правило, это вера в невидимое, в Бога. Конечно, отдельный вопрос, что или кого под Богом подразумевает та или иная религия, но внешний взгляд именно таков. Существует громадный соблазн относиться к христианству, как к одной из множества восточных религий. И ждать от него того же, чего ждут и от них, а именно, самосовершенствования верующих. Многие природные европейцы отправляются в Азию именно для того, чтобы стать лучше, чтобы стать новой версией самого себя. Но прежде, чем отправиться в поисках себя на Восток, некоторые из них пытаются найти путь совершенствования внутри Христовой Церкви. Они не находят его там, разочаровываются и идут дальше. Мы ничего не можем им противопоставить. Причина проста: христианство, в отличие от любой восточной мистики, не есть религия самосовершенствования. Это религия следования за Христом Спасителем, исполнения Его слов и того, что в сегодняшнем отрывке Священного Писания апостол Павел назвал ношением бремени друг друга. Вообще, часто Послание апостола Павла к Галатам называют посланием христианской свободы. Это справедливо, ведь в нем тема свободы — сквозная, если просто подсчитать частотность употребления самого слова «свобода», то легко убедиться, что оно здесь лидирует, его смело можно назвать ключевым словом всего послания. Апостол возвещает свободу, которую всем даровал Христос. Но что это за свобода? Ответ апостола все в той же фразе из нынешнего чтения: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». В силу своей падшей природы, человек во многом подобен животным. Все мы тяготеем к жизни по плоти, то есть к жизни, которая руководствуется эгоизмом. В нас есть тот же самый эгоизм, который есть в любом другом одушевленном творении после грехопадения. Это то, с чем мы все рождаемся. Стоит только маленькому ребенку научиться выражать себя, как он тут же начинает требовать своего, слова «дай» и «мое», пожалуй, одни из самых популярных в лексиконе любого младенца. То есть даже маленькие дети не свободны от давления эгоизма, у них еще ничего нет, но зачастую имеется в полной мере развитый эгоизм. Христос освобождает нас от этой эгоистичности. Но чтобы воспользоваться Христовым даром, надо понять одну простую вещь: нужно жить не только для себя. Это нравственный посыл, который является базовым в христианстве. Достичь возвещенной Христом свободы невозможно без борьбы с самим собой, без войны с тем, что живет в нас в силу грехопадения прародителей. Как и любая другая настоящая война, наша тоже не обходится без ран. Именно о них и говорит апостол Павел далее, в этой же — 6-й главе Послания к Галатам, в 17-м стихе: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Необязательно это физические язвы. Суть же мысли апостола в том, что только тогда человек может считать себя христианином, когда он носит язвы, когда повторяет то служение, которое есть служение Христово, когда он носит тяготы других людей.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов