
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всем известно, что религиозные течения отличаются друг от друга. Но вместе с тем, есть в них и нечто общее, как правило, это вера в невидимое, в Бога. Конечно, отдельный вопрос, что или кого под Богом подразумевает та или иная религия, но внешний взгляд именно таков. Существует громадный соблазн относиться к христианству, как к одной из множества восточных религий. И ждать от него того же, чего ждут и от них, а именно, самосовершенствования верующих. Многие природные европейцы отправляются в Азию именно для того, чтобы стать лучше, чтобы стать новой версией самого себя. Но прежде, чем отправиться в поисках себя на Восток, некоторые из них пытаются найти путь совершенствования внутри Христовой Церкви. Они не находят его там, разочаровываются и идут дальше. Мы ничего не можем им противопоставить. Причина проста: христианство, в отличие от любой восточной мистики, не есть религия самосовершенствования. Это религия следования за Христом Спасителем, исполнения Его слов и того, что в сегодняшнем отрывке Священного Писания апостол Павел назвал ношением бремени друг друга. Вообще, часто Послание апостола Павла к Галатам называют посланием христианской свободы. Это справедливо, ведь в нем тема свободы — сквозная, если просто подсчитать частотность употребления самого слова «свобода», то легко убедиться, что оно здесь лидирует, его смело можно назвать ключевым словом всего послания. Апостол возвещает свободу, которую всем даровал Христос. Но что это за свобода? Ответ апостола все в той же фразе из нынешнего чтения: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». В силу своей падшей природы, человек во многом подобен животным. Все мы тяготеем к жизни по плоти, то есть к жизни, которая руководствуется эгоизмом. В нас есть тот же самый эгоизм, который есть в любом другом одушевленном творении после грехопадения. Это то, с чем мы все рождаемся. Стоит только маленькому ребенку научиться выражать себя, как он тут же начинает требовать своего, слова «дай» и «мое», пожалуй, одни из самых популярных в лексиконе любого младенца. То есть даже маленькие дети не свободны от давления эгоизма, у них еще ничего нет, но зачастую имеется в полной мере развитый эгоизм. Христос освобождает нас от этой эгоистичности. Но чтобы воспользоваться Христовым даром, надо понять одну простую вещь: нужно жить не только для себя. Это нравственный посыл, который является базовым в христианстве. Достичь возвещенной Христом свободы невозможно без борьбы с самим собой, без войны с тем, что живет в нас в силу грехопадения прародителей. Как и любая другая настоящая война, наша тоже не обходится без ран. Именно о них и говорит апостол Павел далее, в этой же — 6-й главе Послания к Галатам, в 17-м стихе: «я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». Необязательно это физические язвы. Суть же мысли апостола в том, что только тогда человек может считать себя христианином, когда он носит язвы, когда повторяет то служение, которое есть служение Христово, когда он носит тяготы других людей.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема