Рождество Христово по праву считается главным церковным праздником зимы. Участвуя в рождественском торжестве, мы вспоминаем пришествие в наш мир Иисуса Христа, Который открыл для людей возможность спасения. Рождество — очень светлый и радостный праздник. Его любят отмечать не только в России. Особенно тепло встречают Рождество Христово на острове Кипр. Кипрская Православная Церковь живет по новому календарю, а значит, празднует Рождество 25 декабря. Киприоты готовятся к встрече Рождества заранее. Они не только загодя продумывают, какие подарки и кому они будут дарить, но и стараются подготовить себя к празднованию Рождества в духовном плане. Многие жители острова соблюдают сорокадневный рождественский пост.
В преддверии праздника православные киприоты украшают свое жилище. Безусловно, на острове, как и во многих странах мира, принято наряжать рождественскую ель. Но есть на Кипре и еще один, так сказать, «растительный» символ праздника — пуансеттия. Пуансеттия — это разновидность малочая. Данное растение называют еще «рождественской звездой». Верхние листья пуансеттии при появлении на растении цветка окрашиваются в красный или розовый цвет, а своей формой напоминают звезду. Горшки с пуансеттией в канун Рождества вы встретите почти у каждого кипрского дома.
Еще одной самобытной рождественской традицией Кипра является то, что на время Святок — время от Рождества до Крещения — местные жители украшают входные двери своих жилищ деревянным крестом, обвитым веткой оливы. Такой крест является символом Рождества. Крест напоминает о подвиге Христа, а оливковая ветвь (традиционный символ мира) напоминает о рождественской песне ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»
Киприоты очень ценят это мирное настроение в дни Рождества. Что нашло отражение еще в одной традиции. Накануне праздника жители острова пекут или покупают особый рождественский хлеб — «Хлеб Христа». Так называется пшеничный хлеб круглой формы, имеющий сверху изображение креста. С преломления данного Хлеба Христа начинается рождественская трапеза. Каждому из членов семьи вручается по куску. Кроме того, часть Хлеба Христа дают домашним животным. Киприоты, живущие на берегу моря, бросают его куски в воду, чтобы накормить Хлебом Христа рыб. Такое действие символизирует примирение человека с Богом и с окружающим миром через Рождество Спасителя.
Очень любят православные киприоты петь рождественские колядки, которые здесь называются канандами. Дети объединяются в группы и ходят по домам, распевая кананды и получая за это вкусные угощения. Кстати, в кипрских деревнях сохранилась еще одна традиция, которая подчеркивает, насколько жители острова ценят мирное состояние души в рождественские дни. В течение всех Святок в кипрских деревнях не принято запирать входные двери домов. Считается, что в рождественские дни жилище человека под видом путешественника может посетить Сам Христос. Нуждающегося в пище или крове странника в дни Рождества гостеприимные киприоты встретят с радостью. Впрочем, и в остальное время года человека без помощи на Кипре местные жители не оставят.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Смоленская икона Божией Матери
Одигитрия в переводе с греческого означает Путеводительница. Так называется один из самых древних образов Божией Матери. Считается, что его написал апостол Лука ещё во время земной жизни Царицы Небесной. На протяжении столетий люди делали копии святого изображения. Один из списков был создан в Константинополе в одиннадцатом веке. По преданию, этой иконой Византийский император Константин Мономах благословил свою дочь на брак с русским князем Всеволодом Ярославичем.
Святыню унаследовал сын Всеволода, Владимир Мономах. Он перенёс фамильную реликвию из Чернигова, первого своего удела, в Смоленск. С тех пор древняя икона стала именоваться по названию этого города, Смоленской. Специально для святыни был построен Успенский собор, где она хранилась триста лет. По молитвам Богородице перед Её Смоленским образом совершались многочисленные чудеса.
В четырнадцатом столетии древняя реликвия впервые покинула Смоленск. Город был захвачен литовскими войсками, и благодатный образ, спасая от поругания, перенесли в Москву. Там он пребывал в Благовещенском соборе Кремля. В 1456 году Смоленский епископ Мисаил попросил московского князя Василия Третьего возвратить святыню. Просьба была исполнена, чудотворная икона вернулась в город, который подарил ей наименование.
В 1812 году, во время войны с Наполеоном, реликвия вновь покинула пределы Смоленска. Образ Царицы Небесной крестным ходом доставили в московский Успенский собор, где совершили торжественный молебен об избавлении от врага. Затем икону Пречистой Девы с молитвой пронесли вокруг столицы. Тысячи людей просили Богородицу о даровании победы русскому оружию. Сам полководец Михаил Кутузов преклонил колени перед Смоленской иконой. И молитвы были услышаны! После освобождения Русской земли святыня вновь вернулась в кафедральный собор Смоленска.
Советская власть в тридцатых годах двадцатого века устроила в храме Успения Богородицы антирелигиозный музей. Но Смоленскую икону безбожники не тронули. Она по-прежнему пребывала на своём, веками освящённом месте, и верующие посетители тайно возносили молитвы перед светлым Ликом Божией Матери.
Во время Великой Отечественной войны Смоленск захватили фашисты. При отступлении в 1943 году они вывезли из города многие ценности, и в их числе — Смоленскую икону. С тех пор о местонахождении чудотворного образа ничего не известно. Но остается надежда, что когда-нибудь Божия Матерь утешит жителей Смоленска возвращением святыни!
Все выпуски программы Небесная Заступница
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение