
1 Сол., 264 зач., II, 1-8.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; 2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; 4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: 7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начало второй главы этого апостольского послания снова отсылает нас к спорам, которые были в Фессалониках из-за проповеди апостола Павла. Там были те, кто принял его слова, и те, кто был категорически с ним не согласен. В этом отрывке Павел обращается к первым и ему известно, что невозможность победить апостольское слово в честном диалоге привела к клевете. Именно на клевету он и вынужден реагировать. Можно предположить, что и среди тех, кто принял его свидетельство о Христе Воскресшем нашлись люди, которые поверили наговорам и пошатнулись в своей вере. К этим последним и обращены слова апостола. Основные обвинения строились вокруг подозрений в тщеславии и сребролюбии, якобы апостолы именно эти пороки имели в качестве движущих мотивов своей миссии.
Свою апологию апостол Павел начинает с напоминания о том, что еще до прихода в Фессалоники он и его спутники пострадали за евангельскую проповедь в Филиппах, там их избили и заключили под стражу. Апостолам очень дорого обошлись их слова в Филиппах. Уж денег и той славы, которой можно было бы завидовать, и которая является вожделенной для некоторых людей, им это совершенно точно не принесло. Но тем не менее они идут со своей проповедью дальше. И при этом ничего не просят. Они проповедуют, но не заканчивают свою проповедь призывом внести посильное пожертвование. Они вообще никак не затрагивают материальные вопросы. Да и проповедуют они не самих себя, а Христа Спасителя. Сами же они стремятся остаться в стороне. Апостолы не пытаются кому-либо понравится, они просто говорят то, что считают нужным. А нужным они считают передавать дальше вверенное им благовестие: «но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши». Для апостолов это не красивые, но пустые слова, это их жизнь, в том, что они не врут и не лукавят легко можно убедиться из истории их жизни. Апостолов невозможно в чем-то обвинить, любые обвинения против них — это клевета, которую легко оспорить путем указания на их жизнь. Благодаря такой чистоте, абсолютной открытости и кристальной честности их проповедь имела успех. Собственно, чистота, открытость и честность — не только показатель истинности, но залог успеха в деле благовестия Христа Воскресшего.
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова