
Жили в одной деревне старик со старухой. Неладно они жили — целыми днями бранились да ссорились.
Бывало, старик скажет старухе неласковое слово, а она ему два в ответ. Он ей пять — она ему десять. Так, слово за слово — и снова поссорились. А из-за чего, и сами уже не помнят.
Начнут виноватого искать — и опять повод для новой ссоры, на всю деревню крик поднимут.
Слушали их соседи, терпели, да и говорят как-то старухе:
— Говорят, в лесной чаще живёт старец-чудотворец. Многие люди к нему за советом ходят, никому он в помощи не отказывает. Сходи к нему — может, он и тебя научит, как перестать со стариком браниться.
Послушала старуха добрых людей и пошла в лес. Разыскала она старца-отшельника, рассказала ему про свои нелады дома, и просит: сотвори для нас какое-нибудь чудо.
Выслушал её старец, сходил в свою избушку и вынес оттуда маленький кувшинчик с водой.
— Вот тебе чудесная водица, — говорит он старухе. — Как придёшь домой, скажет тебе старик бранное слово, ты ничего ему в ответ не говори, а потихоньку отхлебни этой воды из кувшина. Только сразу воду не глотай, а держи воду во рту до тех пор, пока твой старик не угомонится. Может, и пройдут в вашем доме нелады.
Обрадовалась старуха, взяла кувшин с чудесной водицей и домой побежала. Только ступила за порог, старик брови сдвинул и принялся её бранить: где так долго ходила? Почему самовар не поставила? Когда она его ужином будет кормить?
Хотела старуха ему ответить по привычке, да вовремя про чудесную воду вспомнила. Отхлебнула она воды из кувшина, и начала молча на стол накрывать. А сама держит воду во рту, как отшельник велел, старается не проглотить раньше времени. Глядит старуха — замолчал старик, быстро угомонился.
Стала старуха самовар ставить, да неловко повернулась, загремела трубой. Снова начал старик бранить старуху. Говорит: что же такая нескладная, руки у тебя, что ли, не тем концом воткнуты?
Обидно старухе слушать такие слова, да она снова стерпела. Отхлебнула потихоньку водицы из кувшина и во рту держит, как старец велел. Опять старик быстро браниться перестал.
С тех пор так у них и повелось: только старик браниться начнёт, старуха сразу за кувшин с чудесной водой хватается. Глядишь, и умолкает скоро старик, да ещё и извинение за своё попросит. Так и перестали они браниться и ссориться.
Радуется старуха и всем рассказывает, какую чудесную водицу ей старец-отшельник дал. Хорошо помогла!
Недаром такая поговорка есть: несчастье головы — от языка.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема