
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; 3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,- 7 ибо мы ходим верою, а не ви́дением,- 8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными; 10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что́ он делал, живя в теле, доброе или худое.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отношение к телесной природе человека в древнем мире было весьма скептическое. Греческий мыслитель Платон одним из первых со всей силой заявил: тело — темница души. Материальное начало презирали. Оно считалось скверной и причиной греховных движений в человеке. Соответственно спасение понимали, как развоплощение. Душа должна покинуть земную гробницу и вернуться в мир духов. Подобные мысли были распространены не только среди язычников, но и среди некоторых христиан. На практике это выражалось в крайнем аскетизме и пренебрежении всеми телесными нуждами, в отрицании института брака, как скверного телесного сожительства, наконец, в презрении по отношению к женатому священству. Ведь женатый священник сожительствует с супругой, а, следовательно, постоянно оскверняется. То ли дело священник-монах.
Подобный взгляд совершенно чужд как всей православной церковной традиции. И в этом она верна тому, кто находился у ее истоков, апостолу Павлу. В только что услышанном нами отрывке он говорит о том, что случится с человеческой природой после ее встречи с Богом, как говорится, лицом к лицу. Телесность никуда не исчезнет. Она просто изменится вместе со всем человеческим существом. Говоря образным языком апостола, вместо этой земной хижины, человек получит новую, небесную. Христианские богословы, комментируя эти слова, поясняют, — речь идет о том, что человек получит духовное тело. Именно такое имел Христос после Своего воскресения. Это тело преображенное, не отягощенное грехом, не знающее страданий и не подверженное тлению. Но все же материальное.
Какова же практическая значимость всех этих представлений? Грех, страсть, которые так часто уничтожают нашу жизнь, коренятся не в теле и ни в каком ином аспекте человеческой материальности. Сама по себе она не является источником нечистоты. Ведь Бог не творил зла. Просто именно на этом уровне бытия грех и его последствия обнаруживают себя наиболее очевидным образом. Грех начинается в нашем сердце. В том духовном органе, в котором пребывает наше уникальное и свободное «я». Именно здесь делается выбор: человек решает пойдет он в сторону Богу или в противоположном направлении. Именно отсюда последствия этого выбора завладевают умом, распространяется на душу и находят свое завершение в телесных поступках. А потому и борьба с грехом должна начинаться с так называемого душевного делания. Внимательного отношения к жизни своего сердца, нашего главного духовного органа. Лишь в этом случае еще будучи в этом несовершенном теле, мы, каждый в меру своего усилия, сможем ощутить радость того преображения, о котором нам сегодня говорит апостол.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема