
Кол., 260 зач., IV, 2-9.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Не будет преувеличением сказать, что молитва Богу — это центральный нерв духовной жизни христианина. Вот и апостол Павел, заканчивая свое послание христианской общине города Колоссы, делает на этой теме особый акцент.Первое важное свойство молитвы, о котором мы узнаем из послания апостола, — это ее постоянство. Молитва должна быть непрестанной. О чем идет речь? Конечно, это можно понимать, как призыв соблюдать ежедневное молитвенное правило: читать утренние и вечерние молитвы, обращаться к Богу перед началом и по окончании того или иного важного дела. Или как напоминание о том, чтобы крещеные христиане не забывали богослужебные собрания. Понимать так слова апостола можно. Однако это их излишнее упрощение. Ведь что такое молитва — это общение, разговор с Творцом. Это момент, когда мы приводим Его себе на память. Устремляем к Нему все свои чувства. Открываемся Ему. Неужели все это должно быть только несколько раз в неделю или даже два, три, четыре раза в день? Конечно, нет. Подобный диалог должен быть непрестанным. Ум человека должен постоянно держать в себе мысль о Боге. Это подобно тому, как любящая мать каждую секунду помнит о своем ребенке. А влюбленный юноша не может выкинуть из головы предмет своего обожания. Это было бы кощунством. Другими словами, молитва — это устремленность к Богу. Постоянная мысль о Нем должна превратиться в естественную потребность человека, как дыхание. Тогда и Бог всегда будет с нами.
Второе, о чем мы узнаем из слов апостола, так это то, о чем должна быть наша молитва. Дело в том, что просьбу помолиться о нем, он пишет из темницы, куда его заключили за проповедь христианства. То есть апостолу есть, о чем попросить своих собратьев. О свободе, о том, чтобы его враги были к нему милостивы, о здоровье и т.п. Но он ни о чем из этого не просит. Единственное, что ему необходимо — это силы для того, чтобы и дальше исполнять свое служение, в каких бы обстоятельствах он ни оказался. В молитве «Отче наш» есть такие слова: «Да будет воля Твоя». Мы повторяем их каждое утро. Однако, если внимательно присмотреться к себе, то мы увидим, нас не очень интересует воля Божия. Яркое свидетельство тому — постоянные сетования на окружающую жизнь и недовольство теми обстоятельствами, в которых мы оказались. Поэтому каждый раз читая эту молитву мы на самом деле говорим: «да будет воля моя». Апостол Павел напротив — великолепный образец доверия Богу. Он не просит ничего и не жалуется, так как принимает все, что ним происходит как волю Творца. Такое состояние чистоты сердца — именно результат той непрестанной молитвы, о которой апостол говорит выше.Дай же и нам, Господи, научиться молиться Тебе непрестанно, чтобы в каждом даже скорбном обстоятельстве этой жизни научиться видеть Твою святую волю.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема