Кол., 260 зач., IV, 2-9.
2 Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.
3 Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, 4 дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.
5 Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.
6 Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
7 О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, 9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Не будет преувеличением сказать, что молитва Богу — это центральный нерв духовной жизни христианина. Вот и апостол Павел, заканчивая свое послание христианской общине города Колоссы, делает на этой теме особый акцент.Первое важное свойство молитвы, о котором мы узнаем из послания апостола, — это ее постоянство. Молитва должна быть непрестанной. О чем идет речь? Конечно, это можно понимать, как призыв соблюдать ежедневное молитвенное правило: читать утренние и вечерние молитвы, обращаться к Богу перед началом и по окончании того или иного важного дела. Или как напоминание о том, чтобы крещеные христиане не забывали богослужебные собрания. Понимать так слова апостола можно. Однако это их излишнее упрощение. Ведь что такое молитва — это общение, разговор с Творцом. Это момент, когда мы приводим Его себе на память. Устремляем к Нему все свои чувства. Открываемся Ему. Неужели все это должно быть только несколько раз в неделю или даже два, три, четыре раза в день? Конечно, нет. Подобный диалог должен быть непрестанным. Ум человека должен постоянно держать в себе мысль о Боге. Это подобно тому, как любящая мать каждую секунду помнит о своем ребенке. А влюбленный юноша не может выкинуть из головы предмет своего обожания. Это было бы кощунством. Другими словами, молитва — это устремленность к Богу. Постоянная мысль о Нем должна превратиться в естественную потребность человека, как дыхание. Тогда и Бог всегда будет с нами.
Второе, о чем мы узнаем из слов апостола, так это то, о чем должна быть наша молитва. Дело в том, что просьбу помолиться о нем, он пишет из темницы, куда его заключили за проповедь христианства. То есть апостолу есть, о чем попросить своих собратьев. О свободе, о том, чтобы его враги были к нему милостивы, о здоровье и т.п. Но он ни о чем из этого не просит. Единственное, что ему необходимо — это силы для того, чтобы и дальше исполнять свое служение, в каких бы обстоятельствах он ни оказался. В молитве «Отче наш» есть такие слова: «Да будет воля Твоя». Мы повторяем их каждое утро. Однако, если внимательно присмотреться к себе, то мы увидим, нас не очень интересует воля Божия. Яркое свидетельство тому — постоянные сетования на окружающую жизнь и недовольство теми обстоятельствами, в которых мы оказались. Поэтому каждый раз читая эту молитву мы на самом деле говорим: «да будет воля моя». Апостол Павел напротив — великолепный образец доверия Богу. Он не просит ничего и не жалуется, так как принимает все, что ним происходит как волю Творца. Такое состояние чистоты сердца — именно результат той непрестанной молитвы, о которой апостол говорит выше.Дай же и нам, Господи, научиться молиться Тебе непрестанно, чтобы в каждом даже скорбном обстоятельстве этой жизни научиться видеть Твою святую волю.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.