
Юрий Вяземский, интеллектуал и учёный, большинству из нас знаком как бессменный ведущий телевизионной программы «Умницы и умники». Но, кроме этого, Юрий Павлович ещё и писатель — тонкий, глубокий и очень необычный. В этом легко убедиться, прочтя одну из его самых известных книг — повесть под названием «Шут».
Произведение, с одной стороны, затрагивает серьёзную и непростую проблему взросления, переходного возраста со свойственными ему максимализмом, обострённым чувством справедливости, презрением, а порой и жестокостью по отношению к другим. И в этом смысле повесть, пожалуй, вполне можно сравнить со знаменитым «Чучелом» Владимира Железнякова.
Текст Вяземского — это эпизоды из жизни, а также отрывки из дневника главного героя. Автор комментирует их, анализирует и раскрывает читателям в интересных и очень неожиданных ракурсах. Он концентрирует внимание на внутренних переживаниях персонажей, причём, вне зависимости от их накала, манера повествования до самого конца остаётся плавной и спокойной. В этом, и не только, у повести Юрия Вяземского «Шут», пожалуй, можно найти немало общего с философским психологизмом прозы Германа Гессе.
Сюжет произведения сам по себе необычен. На пыльных антресолях в своём доме автор находит дневник. Это — записки старшеклассника Вали Тряпишникова. Так его называют окружающие. Сам же он именует себя шутом, но вовсе не потому, что любит смешить других. В детстве с Валей произошёл неприятный случай: мальчик хотел защитить котёнка, которого во дворе мучили мальчишки, а взрослые, не разобравшись, наказали самого Валю. Эта несправедливость запала глубоко в душу ребёнка, и он решил, что всю свою жизнь будет с нею бороться. Шут наделяет себя правом обличать и судить людей. В итоге от его, казалось бы, благой борьбы страдают все, жертвами становятся даже те, кого предполагалось защитить. А в конечном итоге — и сам Шут.
Необычайно глубока и эмоциональна сцена, в которой главный герой пытается изощрённо унизить своего любимого учителя. Этого человека он глубоко уважал, но тот, по его мнению, совершил несправедливость по отношению к ученикам. Однако реакция учителя потрясает Шута и выбивает его из колеи: учитель не пытается ни защищаться, ни унизить его в ответ, а... перед всем классом просит прощения! С этого момента мир для Шута меняется навсегда.
Чем ближе к финалу книги, тем острее понимаешь, что Юрий Вяземский написал не просто тонкую повесть, а настоящую притчу — о том, что зло невозможно победить злом. В своём «Шуте» он, ни много ни мало, предпринял попытку понятно и доступно проиллюстрировать слова Христа «Сила Моя в немощи совершается».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема