
— Тренер Коттон, мы понимаем, что вас интересуют атлетические способности этого молодого человека.
— В любом случае он не будет заниматься спортом, пока не исправит оценки.
— Забудьте о спорте, посмотрите на стену. Христиане, либо мы будем вести себя по-христиански, либо уберём эту надпись. Если не хочешь принимать Майкла Оэра ради спорта, прими его, потому что так будет правильно.
«Христианская школа» — гласит вывеска на здании престижного колледжа, учеником которого неожиданно становится Майкл Оэр, главный герой фильма Джона Ли Хэнкока «Невидимая сторона». Такой резкий поворот в жизни семнадцатилетнего темнокожего великана, почти неграмотного и фактически бездомного, происходит благодаря учителю физкультуры Бёрту Коттону. Тренер напоминает коллегам, что они работают в христианском учебном заведении, и должны поступать по-христиански, то есть, быть милосердными. Против такого аргумента возражений не нашлось.
Майкл Оэр — реальный персонаж, звезда американского футбола.
Снять биографическую кинокартину о нём режиссёра Джона Ли Хэнкока вдохновила совсем не любовь к футболу. Фильм «Невидимая сторона» — о милосердии людей, которые помогли Майклу преодолеть жизненные трудности. Это и тренер юноши, и преподаватели христианского колледжа, в котором он учился, и, конечно, названные родители спортсмена — Ли Энн и Шон Туи. В их доме подросток из неблагополучной семьи впервые почувствовал домашнее тепло. Супруги Туи приняли юношу из бедного афроамериканского квартала как сына, и этот поступок у многих вызвал недоумение. Родная мать Майкла, страдающая наркоманией, с пристрастием расспрашивает Ли Энн, пытаясь уяснить для себя, какую выгоду преследует странная женщина, заботясь о её брошенном ребёнке.
— Сколько у вас воспитанников?
— Я не работаю в приюте, мы просто помогаем Майклу.
— Штат вам не платит?
— Нет, нет.
— Вы его кормите и покупаете одежду?
— Когда можем найти его размер.
— Вы настоящая христианка.
— Я стараюсь.
Подруги Ли Энн также не верят в то, что она просто старается быть милосердной. Они, как и родная мать Майкла, пытаются просчитать, какие дивиденды получают супруги Туи от своей доброты. Вот только выгоду обеспеченные и благополучные подозревают не в материальной прибыли, а в удовлетворении гордыни. Одна из приятельниц хвалит Ли Энн, как будто награждает её за заботу об одиноком темнокожем подростке. Но миссис Туи решительно возражает.
— То, что ты делаешь — замечательно! Ты открыла для него свой дом. Ты изменила его жизнь.
— Нет. Он изменил мою.
Скептики, называвшие добрый поступок Ли Энн и Шона безрассудным, не ожидали, что семья Туи станет ещё счастливей, усыновив Майкла. Поступая по любви даже тогда, когда многим это кажется безумием, ты меняешь к лучшему и чью-то жизнь, и себя, и мир. Об этом — фильм Джона Ли Хэнкока «Невидимая сторона».
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..