
Флп., 235 зач., I, 1-7.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Даже если не знать истории написания апостолом Павлом Послания к Филиппийцам, легко заметить особую теплоту, с которой апостол обращается к своим адресатам. В самом деле, у Павла были совершенно особенные отношения с этой христианской общиной: она была им основана при первом посещении Европы, совсем небольшая община была для апостола утешением и опорой, внутри нее не возникали те проблемы, которые можно было наблюдать в других местах. Апостола Павла и филиппийцев связывали и простые бытовые вещи: от них он не отказывался принимать помощь в своих личных нуждах. Собственно, и это послание своего рода производное от тесного общения: когда апостол был в заключении в Риме, филиппийцы послали к нему в качестве помощника некоего Епафродита, который привез Павлу пожертвования и самоотверженно служил ему, был, по слову самого апостола, «близок к смерти» (Флп. 2:30), то есть, будучи рядом с апостолом он сильно заболел. Когда же Епафродит выздоровел, апостол отправил его обратно в Филиппы снабдив тем самым благодарственным Посланием, начало которого мы только что услышали.
Абсолютно все толкователи отмечают, что в самом начале Послания к Филиппийцам апостол Павел не делает того, что можно увидеть во многих других его посланиях: он не называет себя апостолом. История написания этого послания делает очевидным причину: Павлу не было необходимости ссылаться на собственный апостольский авторитет в послании к тем, у кого не было по этому поводу никаких сомнений. Он просто называет себя и Тимофея рабами Иисуса Христа. Тем самым апостол Павел ставит себя в один ряд с филиппийцами. У слова «раб» могут быть самые разные значения, чаще всего сегодня даже среди христиан это слово ассоциируется с чем-то отрицательным и уничижительным. Видимо, виной всему исключительно социально-политическое прочтение этого слова. К примеру, не так давно ко мне обратилась одна вполне благочестивая женщина с немало удивившим меня вопросом, она спросила: «А можно ли в своем домашнем синодике поминать архиереев и священников как рабов Божиих?» Ей показалось, что такое именование несколько умаляет носителей священного сана. Конечно, это не так. Потому что рабом Божиим, рабом Иисуса Христа может быть только тот, кто исполняет слова Христа, кто живет без греха, тот, кто не является рабом собственных страстей. Поэтому именование «рабом Божиим» это не унижение, а, скорее, некий кредит доверия, ведь мало кто на самом деле предан Господу Иисуса Христу настолько, чтобы быть не только по имени, но и по сути быть Его рабом, чтобы жить Им и ради Него. Святитель Иоанн Златоуст называл такое рабство великим достоинством и верхом совершенства, к котором должен стремиться любой разумный человек.
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении Эрмитажа в просвещении людей
Сегодня 7 декабря. В этот день в 1764 году в Санкт-Петербурге был создан Государственный Эрмитаж.
О значении этого музея для просвещения его посетителей — протоиерей Артемий Владимиров.
Всякий гражданин нашего отечества, не говорю о заморских гостях, посещая Северную Пальмиру — Санкт-Петербург, почитает для себя внутренние необходимости войти под просторные своды Эрмитажа. В переводе с французского «некое заключённое замкнутое пространство», сегодня является подлинным заповедником культуры, переходя из залы в залу которого, вы воссоединяетесь с прошедшими эпохами, черпая от них всё лучшее, что только художественный гений запечатлел в красках, в линиях, в каменной фактуре.
И выходите из Эрмитажа обогащённым, вдохновлённым, а главное, чувствуете сами внутреннюю потребность созидать, а не разрушать. Непреходящим является значение Эрмитажа как города высокого искусства, где каждый из нас может найти для себя любимого художника, скульптора, исторического деятеля.
Ибо в сердце всякого человека сокрыт художник. Мы наделены от нашего создателя творческой способностью, развитие которой и помогает тебе стать личностью, помогает избежать действий разрушительных, страстей, войти в жизнь как человеку под знаком красоты, добра, любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 декабря. О значении святой Екатерины Александрийской для всемирного православия

Сегодня 7 декабря. День памяти великомученицы Екатерины Александрийской, пострадавшей за Христа в начале четвёртого века.
О значении святой для всемирного православия — священник Стахий Колотвин.
Александрия издревле была городом, куда стекалась премудрость с севера и юга, с запада и востока. Крупный город, портовый центр, экономический, где была столица эллинистического Египта, где и знания древнего Египта, и достижения античной цивилизации переплелись, и в результате — знаменитая Александрийская библиотека, знаменитая Александрийская философская школа.
Но, как мы вспомним, много веков спустя на этом фундаменте выросла Александрийская богословская школа аллегорического толкования Евангелия, которым мы пользуемся вплоть до наших дней, школа, которая явила нам многих замечательных православных святых и богословов.
Однако связочкой, которая связала этот фундамент языческий и новый путь христианского богословия, стала фигура великомученицы Екатерины. Мы привыкли её рассматривать именно в качестве подвижницы, которая исповедовала веру, которая не пожалела своей жизни, своего здоровья ради Христа, так Его сильно возлюбила.
Но сегодня хотелось бы вспомнить о ней как о представительнице просвещённого христианства. И в её фигуре соединилась как любовь к светской учёности, так и искренняя и горячая любовь ко Христу. И в этом нам следует ей подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема











