
Флп., 235 зач., I, 1-7.
1 Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: 2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, 4 всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, 5 за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, 6 будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, 7 как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Даже если не знать истории написания апостолом Павлом Послания к Филиппийцам, легко заметить особую теплоту, с которой апостол обращается к своим адресатам. В самом деле, у Павла были совершенно особенные отношения с этой христианской общиной: она была им основана при первом посещении Европы, совсем небольшая община была для апостола утешением и опорой, внутри нее не возникали те проблемы, которые можно было наблюдать в других местах. Апостола Павла и филиппийцев связывали и простые бытовые вещи: от них он не отказывался принимать помощь в своих личных нуждах. Собственно, и это послание своего рода производное от тесного общения: когда апостол был в заключении в Риме, филиппийцы послали к нему в качестве помощника некоего Епафродита, который привез Павлу пожертвования и самоотверженно служил ему, был, по слову самого апостола, «близок к смерти» (Флп. 2:30), то есть, будучи рядом с апостолом он сильно заболел. Когда же Епафродит выздоровел, апостол отправил его обратно в Филиппы снабдив тем самым благодарственным Посланием, начало которого мы только что услышали.
Абсолютно все толкователи отмечают, что в самом начале Послания к Филиппийцам апостол Павел не делает того, что можно увидеть во многих других его посланиях: он не называет себя апостолом. История написания этого послания делает очевидным причину: Павлу не было необходимости ссылаться на собственный апостольский авторитет в послании к тем, у кого не было по этому поводу никаких сомнений. Он просто называет себя и Тимофея рабами Иисуса Христа. Тем самым апостол Павел ставит себя в один ряд с филиппийцами. У слова «раб» могут быть самые разные значения, чаще всего сегодня даже среди христиан это слово ассоциируется с чем-то отрицательным и уничижительным. Видимо, виной всему исключительно социально-политическое прочтение этого слова. К примеру, не так давно ко мне обратилась одна вполне благочестивая женщина с немало удивившим меня вопросом, она спросила: «А можно ли в своем домашнем синодике поминать архиереев и священников как рабов Божиих?» Ей показалось, что такое именование несколько умаляет носителей священного сана. Конечно, это не так. Потому что рабом Божиим, рабом Иисуса Христа может быть только тот, кто исполняет слова Христа, кто живет без греха, тот, кто не является рабом собственных страстей. Поэтому именование «рабом Божиим» это не унижение, а, скорее, некий кредит доверия, ведь мало кто на самом деле предан Господу Иисуса Христу настолько, чтобы быть не только по имени, но и по сути быть Его рабом, чтобы жить Им и ради Него. Святитель Иоанн Златоуст называл такое рабство великим достоинством и верхом совершенства, к котором должен стремиться любой разумный человек.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Церковная ситуация в Армении;
— Попытки в современном мире использовать религию в политической борьбе;
— Церковная свобода в разные эпохи;
— День семьи, любви и верности;
— Любовь в семейных отношениях;
— Значение официального оформления брака и таинства венчания.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров
- «Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.