
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,- то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Некоторые проблемы, которые были актуальны для церкви древности, вновь начинают беспокоить некоторых христиан. В том числе одной из таких проблем — было общение христиан с язычниками, мера допустимого в этом общении, общие работы, общие праздники, но не общие цели, не общее представление о смысле жизни...
Проблема, которую ставит апостол заключалась в том, что на городском рынке продавалось мясо, которое было частью ритуальных жертвоприношений. Иудеи, естественно не могли есть подобную пищу, потому что она считалась скверной. Христиане, которые прежде были язычниками и еще не осознали до конца, что идолы — простые истуканы, за которыми не стоит никакой реальности, так же боялись этой пищи... Боялись, что это будет для них возвращением к языческому прошлому и отпадением от Бога.
Однако, находились среди них и те, кто понимал, что став христианами — они оказались свободны от языческих предрассудков. Они не боялись есть то, что многим казалось скверным, что само по себе было неплохо, но они не боялись так же того, что смущают этим других. — Я знаю, что я прав, а как это выглядит в глазах других — не важно. Поймут ли другие, что лежит в основании моих поступков? Это уже не мое дело!
Иногда апостол обращался к тем, кто не все до конца понял, но в данном случае для него важнее было вразумить наиболее просвещенных.
Вступая с ними в заочный диалог он высказывает их мысли и тут же несколько ее корректирует.Все мне позволительно — как бы говорят они...
Не оспаривая этого, он продолжает их мысль: но не все полезно.Все мне позволительно — но не все назидательно.
Причем, если под пользой можно было бы увидеть пользу для себя, то в назидательности — научение другого.
Наконец он говорит: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Сказанные по совершенно конкретному поводу, эти слова выражают важнейший принцип всей христианской жизни. Ее суть не столько в правильном знании, сколько в той пользе, которую оно может принести. Эгоизм, который лежит в основе многих наших поступков, устраняется жертвенностью и любовью к ближнему.
Он позволяет есть всякую пищу, пока это не смущает ближнего. Земля действительно вся божия и все, что ее наполняет тоже. Но если ближнего смущает твой поступок — задумайся... Как поступить, чтобы сохранив свою свободу, не повредить ближнему.
Ставившее подобные вопросы, древнее христианство со временем стало господствующей религией империи. С рынков исчезли язычники, продающие еду, которая посвящена ложным богам... Проблемы, о которых писал апостол не беспокоили не только византийцев, но христиан живущих на Руси, а потом и в Российской империи.
В конце ХХ века на постсоветском пространстве стали происходить сложные и противоречивые религиозные процессы. С одной стороны, огромное количество людей обратилось к православной вере, появилось такое давно забытое явление как неофиты — люди, которые восприняли все, что узнали о вере максимально серьезно, решили строго исполнять все правила... С другой стороны, появилось большое количество самых невероятных учений, языческих и околохристианских культов... Для многих воцерковившихся людей взаимоотношения с миром стали настоящей проблемой. Как относиться к миру нецерковной культуры, нецерковной жизни?
Принцип, который выработал постол Павел помогает ответить на этот вопрос. Непредвзятый взгляд на светскую культуру говорит о том, что многое в ней не является греховным, но важно ориентироваться не только на себя, но и на пользу ближнего.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема