
Джованни Лоренцо Бернини
В истории Церкви известно много первохристиан, которые за веру во Христа и проповедь Его учения подвергались гонениям, мучениям и смертной казни. Один из них — Лонгин сотник, римский офицер.
Лонгин служил в римской армии военачальником — сотником. Во время Распятия Христа он со своим отрядом стоял на страже возле Голгофы, и здесь, у самого подножия Креста, стал свидетелем последних минут жизни Спасителя, Его смерти и последующих чудесных знамений.
Затмение солнца и землетрясение привели Лонгина и всех присутствующих в ужас и трепет. По принятому обычаю, сотник пронзил копьем рёбра Христа и от крови Господа тут же получил исцеление от болезни глаз, которой страдал много лет. Прозревший физически и духовно, Лонгин произнес: «Воистину Он был Сын Божий».
Довелось Лонгину быть и у Гроба Господня, где на его глазах произошло невероятное — Воскресение Христово. С этого момента начинается путь проповедника: окончательно уверовав, Лонгин и ещё двое бывших с ним воинов, возвестили об увиденном Пилату и архиереям. Те же пытались подкупить воинов, предлагая денежное вознаграждение взамен на то, чтобы они говорили людям, будто тело Христа похитили Его ученики. Но ни за какие деньги и другие блага Лонгин не захотел утаить чуда Воскресения. Всем и всюду стал он рассказывать о том, что видел собственными глазами.
Своими открытыми проповедями о Христе Лонгин вызвал гнев Пилата и иудеев, но начальство уже не имело над сотником власти: он оставил воинскую службу, принял крещение от апостолов и посвятил себя миссионерскому служению.
С Благой вестью Лонгин отправился на свою родину — в Каппадокию. Двое его соратников, которые тоже были у Гроба Господня и уверовали, пошли с ним. Пламенное слово свидетелей великих событий в Иерусалиме не оставило каппадокийцев равнодушными. Тысячи людей обратились от языческих заблуждений к Богу после проповедей о Распятии, Погребении и Воскресения Иисуса Христа. Христианство стало распространяться в Каппадокии.
Узнав об успехе проповедей Лонгина, иудейские старейшины убедили Пилата направить в Каппадокию отряд воинов, чтобы найти и убить бывшего сотника и его сподвижников. Святой сам вышел навстречу своим палачам и пригласил их в дом. За трапезой воины рассказали о цели своего прибытия, не зная, что гостеприимный хозяин — и есть человек, которого они хотят убить. Тогда Лонгин и его друзья назвали себя и просили потрясенных солдат исполнить свой долг. Воины хотели отпустить их и даже советовали им бежать, но святые проявили твердую волю принять смерть за Христа и склонили головы под меч.
Православная Церковь чтит память святого мученика Лонгина сотника 29 октября. В Иерусалиме один из приделов Храма Гроба Господня посвящен этому святому, который произнеся на Голгофе «Воистину Он был Сын Божий», пронес это свидетельство через всю свою жизнь, приведя к вере тысячи людей.
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О блаженных и блаженстве

Сегодня 2 мая. День памяти Блаженной Матроны Московской.
О блаженных и блаженстве — священник Захарий Савельев.
Те, кто прославлены в лике святых именно как блаженные, сам образ этих святых лучше всего показывает преображение человека во Христе, потому что таким образом человек показывает процесс Обожения, процесс того, как душа просвещается Божественным Светом и становится ему сопричастна, и природа человеческая меняется. По благодати Божией становится новым естеством, к которому призвал нас Господь в Своем Светлом Христовом Воскресении. Но вместе с этим процесс Обожения связан именно с благодатью. Мы становимся причастными Богу не по Его природе, потому что Его природа для нас недоступна, а по Его благодати, по Его милосердию к нам. И вот эта благодать — это и есть блаженство. Говорят, какое блаженство, когда человеку просто хорошо, даже просто от хорошей погоды или от хорошего настроения, но само понятие блаженства — это и есть счастье. А счастье и блаженство напрямую связаны с благодатью. А благодать напрямую связана с Божественным естеством, с его любовью к роду человеческому. И вот, когда мы празднуем память блаженных святых, особенно Матроны Московской, мы должны иметь это у себя в голове. Пример их святой жизни, на которой они встретились с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема