
Псалмы или духовные песнопения во славу Бога, написанные в ветхозаветные времена царём Давидом, являются шедевром мировой поэзии. С давних времён в разных странах мира поэты делали переложения библейских псалмов на язык своего народа. Поэтическими переводами песнопений Давида богата и русская литература.
Сегодня мы говорим о праведном Давиде Псалмопевце и стихотворении Льва Мея «Псалом Давида на единоборство с Голиафом».
Давид, восьмой и последний сын старейшины города Вифлеема, в Отроческом возрасте был пастухом. Он любил в уединении петь и играть на на псалтири — струнном инструменте, наподобие гуслей.
Свои музыкальные дарования Давид обратил на служение Богу, воспевая премудрость Творца, обращая к Господу свои прошения и благодарственные молитвы.
Вот как говорится об этом в стихотворении русского поэта 19 века Льва Мея «Псалом Давида на единоборство с Голиафом».
МЕЙ:
Я меньше братьев был, о Боже,
И всех в дому отца моложе,
И пас отцовские стада;
Но руки отрока тогда
Псалтирь священную сложили,
Персты настроили её
И имя присное Твоё
На вещих струнах восхвалили.
И кто о мне Тебе вещал?
Ты Сам услышать соизволил,
И Сам мне ангела послал,
И Сам от стад отцовских взял…
Давиду исполнилось восемнадцать лет, когда на Израильскую землю напали филистимляне — соседнее воинственное племя. Старшие братья Давида отправились на битву.
Когда два войска выстроились друг против друга в ожидании сражения, из лагеря филистимлян вышел воин огромного роста в тяжелых доспехах. Это был известный своей силой единоборец Голиаф. «Выберите у себя человека, — стал выкрикивать Голиаф громким голосом, — и если он победит меня, мы все сдадимся, а если я одержу победу, то вы будете нашими рабами».
Никто из израильтян не мог отважиться выйти на битву с таким силачом. Как раз в это время в воинском стане находился Давид, который пришёл из Вифлеема и принёс братьям еду. Безоружный юноша-пастух услышал слова Голиафа — и принял его вызов. Давид взял в руки пастушеский посох, набрал камней из ручья и вышел на поединок с Голиафом.
«Ты идешь на меня с мечом и щитом, а я на тебя — во имя Господа, и Он предаст тебя в мои руки», — сказал Давид силачу.
Разъяренный Голиаф двинулся на безоружного юношу. Давид побежал ему навстречу, на бегу достал из своей сумки камень, кинул его при помощи пращи (так называется древнее ручное орудие для метания) и попал прямо в лоб противнику.
Голиаф упал на землю поверженный. Увидев, что в единоборстве победил Давид, филистимляне бежали прочь.
Стихотворение Льва Мея «Псалом Давида на единоборство с Голиафом» является поэтическим переложением псалма, в котором Давид благодарит Господа за победу над филистимлянами.
МЕЙ:
Велики братья и красивы,
Но неугодны пред Тобой…
Когда ж Израиля на бой
Иноплеменник горделивый
Позвал — и я на злую речь
Пошел к врагу стопою верной,
Меня он проклял всею скверной,
Но я исторгнул вражий меч
И исполина обезглавил,
И имя Господа прославил.
Победу израильскому войску принес не самый физически сильный, а тот, кто обладал крепкой и нерушимой верой в Бога.
После победы над Голиафом восемнадцатилетний Давид заслужил всеобщую любовь народа.
Позднее Давид станет могущественным царём израильтян. До конца своих дней он будет сочинять и петь псалмы.
В Православной Церкви его так и называют: праведный царь Давид, псалмопевец.
16 декабря. О творчестве Джейн Остин
Сегодня 16 декабря. В этот день в 1775 году родилась английская писательница Джейн Остин.
О её творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!











