Если в Интернете поставить вопрос "Что не так с этим миром?", то наверняка можно получить мегабайты и гигабайты ответов — с этим миром, коротко говоря, все не так. Все не так со всеми — с моими домашними, с моим начальством и сослуживцами, с продавцами и покупателями, с соотечественниками и иностранцами, с минздравом и минкультом, со священниками, Епископами, Патриархом, и Православной Церковью в целом.
Бедным нам приходится жить в окружении всяких дураков и моральных уродов, и сносить не то что несовершенство, а прямо-таки полную негодность этого мира. Бедные мы, несчастные мы, как говаривал старина Горлум.
Можно ли что-то с этим сделать? Похоже, что нет. Все эти беды связаны с тем, над чем ни у кого у нас нет власти — со свободным произволением других людей. Если моя проблема в других людях — то эта проблема неразрешима. Я ничего не могу сделать ни с поступками, ни со словами, ни с убеждениями других людей. У меня нет власти над чужой свободой. И не может быть. С этим миром ничего сделать нельзя.
Или все таким можно? Тут важно понять, с чего начать. Английский писатель Гилберт Кийт Честертон как-то получил от газеты "Лондон Таймс" этот самый вопрос — "Что не так с этим миром?". Предполагалось, что он напишет обширное письмо. Но его письмо оказалось очень коротким: "Милостивые государи, я. Искренне Ваш, Г. К. Честертон". Этот ответ не является ни морализаторством, ни смиренничаньем — он математически точен. Мировые проблемы нерешаемы из-за меня; это я тот камень, на который нашла коса, это я та палка в колесе. Думаете, признание этого факта (потому что это — факт) погрузит нас в уныние и пассивность? О нет, как раз напротив. Дело в том, что, хотя у меня нет власти над решениями других людей, у меня есть власть над моими решениями. Я не могу исправить "нас" — ни как народ, ни как Церковь, ни как человечество. Все, что мне доступно для непосредственного исправления — это лично я. Это та часть мироздания, которая находится под моим контролем. Тут я могу — хотя это и нелегко — что-то изменить.
Единственный источник исцеления для язв этого мира — Бог. И если человек несет в этом мир исцеление, это значит, что он дает Богу действовать через него. А это предполагает готовность принять свое место в замысле Божием, понять, что тебе поручено и за что ты несешь ответственность. Определиться с кругом своих обязанностей, и, моля о помощи Божией, стараться исполнить их как можно лучше.
Главная проблема с этим миром — в том, что я не исполняю своих обязанностей. К счастью, эта проблема решаема — полностью она будет решена только на небесах, но уже здесь, на земле, можно добиться заметного прогресса.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема