
Борьба с голодом, охватившим Россию в двадцатых годах, стала поводом для развязывания кампании против Православной церкви. Согласно принятому большевиками декрету об изъятии церковного имущества в пользу голодающих, из храмов конфисковывались предметы, имеющие не только материальную, но, в первую очередь, духовную ценность. Власти провоцировали верующих на противостояние, а затем жестоко подавляли протесты. Петроградский митрополит Вениамин, чтобы избежать кровопролития в своей епархии, обратился к правительству с просьбой заменить насильственное изъятие ценностей добровольным пожертвованием. В этом случае православные могли уберечь от поругания святыни и богослужебные предметы, заменяя их иными драгоценностями или деньгами.
Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов поначалу одобрил примирительную политику митрополита. Депутатская комиссия помощи голодающим — на советском новоязе ее называли Помголом, совместно с правлением общества православных приходов стали разрабатывать наиболее приемлемый порядок передачи ценностей. Когда сторонам оставалось только подписать соответствующее соглашение, власти неожиданно заявили, что ни о каких добровольных пожертвованиях и тем более о контроле над их расходованием не может быть и речи.
Провалив все дипломатические усилия владыки, члены Помгола приступили к варварскому изъятию церковных ценностей. В городе произошло несколько случаев стихийного противостояния верующих и грабителей в законе. В это же время в газетах вышла статья, подписанная так называемыми обновленцами — священниками, которые, декларируя обновление Церкви, выполняли заказ большевиков сделать Её подконтрольной властям. Двенадцать подписантов укоряли православных в «контрреволюционном нежелании отдавать церковное имущество в пользу голодающих».
Инициатора статьи, Александра Введенского, большевики планировали сделать новым церковным лидером. Через несколько дней этот человек явился к митрополиту Вениамину с ультиматумом. Обновленец заявил, что является делегатом созданного в Москве нового верховного церковного управления и настаивал, чтобы владыка признал его полномочия. В ответ архипастырь издал постановление об отлучении Александра Введенского от Церкви до его покаяния. Чекисты потребовали, чтобы владыка Вениамин отменил это постановление,и угрожали, что в противном случае он серьезно пострадает. Святитель отказался, и через несколько дней был арестован.
Все эпизоды сопротивления изъятию ценностей власти объединили в единый уголовный процесс, главным обвиняемым по которому был объявлен митрополит Вениамин (Казанский). Вместе с ним на скамью подсудимых сели члены правления общества православных приходов. Центральным пунктом обвинения против владыки было то самое обращение, в котором он обосновывал необходимость корректировки декрета об изъятии имущества из храмов. Во время допроса судьи всячески подталкивали митрополита Вениамина к тому, чтобы он переложил ответственность за создание обращения на кого-либо из паствы. Казалось, назови владыка редактора или вдохновителя своего послания или отрекись от его содержания — и будет спасён.
СУДЬЯ:
Гражданин Казанский, свое обращение вы писали самостоятельно, или посоветовавшись с кем-нибудь?
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
Я написал его самостоятельно.
СУДЬЯ:
Но разве вы против передачи церковного имущества в пользу голодающих?
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
Я считал и считаю необходимым отдавать для спасения людей церковные ценности, но не мог благословить кощунственный способ их изъятия. Потому и предложил альтернативу.
Свое последнее слово Владыка посвятил защите других подсудимых, так что судья сделал ему замечание.
СУДЬЯ:
Вы всё говорите о других. Трибуналу желательно знать, что же вы скажете о самом себе.
МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН:
Что я могу вам о себе сказать. Разве лишь одно... Что бы вы не провозгласили в вашем приговоре, я с одинаковым благоговением возложу на себя крестное знамение и скажу: слава Тебе, Господи Боже, за все.
Адвокат владыки Вениамина в своей защитной речи предостерегал судей: «Если митрополит погибнет за свою безграничную преданность Церкви, он станет опаснее для советской власти, чем теперь. Непреложный исторический закон свидетельствует, что на крови мучеников растёт, крепнет и возвеличивается вера». Эти слова оказались пророческими. Митрополит Вениамин (Казанский), расстрелянный по приговору революционного трибунала, через семьдесят лет был причислен к лику святых. Своей мученической смертью за Христа он помог потомкам, воспитанным вне церковной ограды, сделать выбор в пользу православной веры.
Поможем восстановить дома мирных жителей на Донбассе
О проекте Патриаршей гуманитарной миссии по восстановлению частных домов мирных жителей на Донбассе Дмитрий Осадченко узнал в социальных сетях. И захотел к нему присоединиться. Более 7000 километров от родного острова Сахалин до зоны конфликта его не остановили. Этим летом Дмитрий в качестве волонтёра отправился в город Мариуполь. Изначально он планировал потрудиться там неделю, но, когда увидел, в каких условиях живут люди, и какая колоссальная работа ещё предстоит — принял решение задержаться на месяц. Всё это время Дмитрий занимался ремонтом крыш и мастерил мебель — изготовил кровать для пожилой женщины, стулья и другие необходимые вещи.
Вернувшись на Сахалин, мужчина рассказал о добрых делах Патриаршей гуманитарной миссии в своём храме. И кто-то из прихожан благодаря Дмитрию уже успел побывать в Мариуполе. Сам он планирует вернуться туда весной вместе с супругой.
За три года добровольцы со всей страны смогли восстановить более 600 пострадавших частных домов не только в Мариуполе, но и других городах Донбасса — Авдеевке, Ясиноватой и Волновахе. Работа Патриаршей гуманитарной миссии продолжает охватывать новые территории, поэтому помощь добровольцев необходима всегда. Специальные навыки не требуются, опытные координаторы всему научат.
Волонтёрская смена длится до 10 дней. Участникам выездов обеспечивают проживание и питание, а также помогают с оплатой дороги.
Присоединяйтесь к добрым делам Православной Церкви, заполните анкету добровольца на сайте Патриаршей гуманитарной миссии или позвоните по номеру 8-800-70-70-222.
«Георгий Петрович Федотов — религиозный мыслитель». Юлия Клепикова
У нас в гостях была общественный деятель, президент московского благотворительного фонда «Мама» Юлия Клепикова.
Разговор шел о судьбе и трудах философа, публициста Георгия Петровича Федотова, ставшего после эмиграции в 1925 году из Советской России одним из ярчайших представителей русской религиозной мысли на Западе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных портретам представителей русского зарубежья.
Первая беседа с Александром Абросимовым была посвящена протопресвитеру Александру Шмеману (эфир 12.01.2026)
Вторая беседа с Натальей Ликвинцевой была посвящена матери Марии Скобцовой (эфир 13.01.2026)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера в Бога и кризисы». Протоиерей Павел Великанов
Гостем программы «Светлый вечер» был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Разговор посвящён вере и тому, что мы вкладываем в это слово. Отец Павел размышляет о том, почему вера нередко понимается как набор ожиданий и представлений и чем такое понимание отличается от веры, о которой говорят святые отцы.
Отдельной темой становится опыт кризиса в духовной жизни. Гость говорит о том, почему кризисы неизбежны, как разрушаются привычные формы религиозности и что происходит с человеком, когда он перестаёт навязывать Богу свою волю. В разговоре используется образ строящегося храма и «лесов», которые необходимы на этапе возведения, но не могут оставаться навсегда.
Также обсуждается, чем духовная жизнь отличается от психологического комфорта, почему вере неизбежно сопутствует неопределённость и как евангельские образы помогают увидеть путь доверия Богу среди сомнений и испытаний.
О вере, кризисе и внутренней открытости — в программе «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











