
6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; 7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В этом отрывке апостол Павел дает назидания для повседневной христианской жизни, он говорит о том, как должны себя вести и как соотносить с окружающим миром христиане. Любопытно здесь то, как апостол перечисляет различные дарования, с чего он начинает и к каким выводам приходит. Первое, что бросается в глаза, это то, что апостол Павел совершенно однозначно утверждает о наличии различных дарований в Церкви. А раз это так, что переживать о своем месте и с завистью относиться к другим по меньшей мере глупо, ведь за всем этим стоит Бог и такого рода переживания — ни что иное как ропот на Бога. Далее апостол начинает перечень дарований с пророчества, которое, по слову одного древнего толкователя, «есть первое подтверждение того, что наша вера разумна. Ибо верующие пророчили, обретя Дух Святой. Он же дается сообразно получателю, то есть настолько, насколько того требует цель, ради которой Он дается».То, что подразумевает под собой далее упоминаемое апостолом «служение», очень широко. Собственно, все, что он перечисляет после этого — учение, увещевание, раздаяние милостыни, исполнение обязанностей руководителя и благотворение — лишь различные виды служения. Каждое из них должно быть, как и пророчество, «по мере веры». Если же исполнять служение как-то иначе, если кто-то станет трудиться сверх веры, то он, по мысли одного из толкователей, «истощится служением к разрушению». Или, если использовать привычные для нашего времени термины, выгорит. Произойдет то, что сегодня называют профессиональным выгоранием.В конце нынешнего отрывка апостол увещевает «благословлять гонителей; благословлять, а не проклинать». Если посмотреть на все то, что лишает нас покоя в повседневной жизни, то легко увидеть одну простую закономерность: переживаем мы лишь за временное и тленное, за то, с чем рано или поздно придется расстаться. Те же, кого апостол Павел называет гонителями, если и способны что-то сделать, то лишь в рамках земной жизни, от которой мы все очень зависимы. Святитель Николай Сербский предлагает посмотреть на ситуацию с гонениями под другим углом. Вот его слова, обращенные к Богу: «Враги решительнее друзей толкают меня в объятия Твои. Друзья тянули меня к земле, враги разрушали все надежды мои на земное. Они сделали меня странником в царствах земных и ненужным жителем земли. Как преследуемый зверь быстрее находит себе убежище, чем непреследуемый, так и я, гонимый врагами, укрылся под покровом Твоим, где ни друзья, ни враги не могут погубить душу мою».
Послание к Евреям святого апостола Павла

Евр., 309 зач., III, 12-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У каждого из нас есть неверующие друзья и родственники. Конечно, никакой христианин не может быть равнодушен к проявлениям неверия, но опыт учит нас, что далеко не всегда миссионерские усилия приносят свои плоды, чаще же всего наши слова о Христе, равно как и сама наша жизнь, мало кого могут убедить в истинности Евангелия Христова. Стоит ли сдаться и оставить попытки? Давайте послушаем ответ, который даёт звучащий сегодня в православных храмах во время литургии отрывок из 3-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям.
Глава 3.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям начался с упоминания одной из возможных причин неверия — «сердца лукавого и неверного». Праведному Иоанну Кронштадтскому принадлежит замечательное разъяснение этой апостольской мысли, звучит оно так: «Лукаво же сердце тогда, когда нечисто, то есть заражено страстями: самолюбием и не совсем чистою любовию к другим, пристрастною, корыстною». Очевидно, что от всего этого необходимо своё сердце очищать, однако невозможно не заметить, что абсолютно лукавство истребить не получится, ведь рождающая самолюбие гордыня после грехопадения наших прародителей стала фактически частью нашей природы, следовательно, в той или иной степени, но у каждого человека сердце лукавое и неверное. Получается, что вопрос лишь в степени углубления в эти состояния, а если это так, то безнадёжных с точки зрения спасения души людей не существует, следовательно, нужно пытаться помогать нашим неверующим ближним обрести Бога.
И здесь мы переходим к вопросу о том, как это сделать. Послание к Евреям отвечает на него кратко: «Наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: „ныне“» (Евр. 3:13). Иными словами, пока мы живы, мы не должны отчаиваться, и мы не имеем права отказываться от надежды помочь отпавшим от Бога людям найти обратную дорогу.
Апостол призывает наставлять друг друга, и нам стоит помнить, что речь идёт не о чтении лекций или нотаций, речь не о том, чтобы непрестанно взывать к совести, приводить доказательства истинности веры и грозить небесными карами. Если мы воспользуемся оригинальным греческим текстом и обратим внимание на библейское употребление того слова, которое здесь переведено как «наставляйте», то мы увидим, что чаще всего оно используется для обозначения утешения. К примеру, это греческое слово использовано в рассказе о женитьбе Исаака на Ревекке, после которой уменьшилась скорбь Исаака от смерти его матери Сарры: «И ввёл её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по Сарре, матери своей» (Быт. 24:67). Подобных библейских примеров — масса, и они нам подсказывают, что именно под наставлениями подразумевает Послание к Евреям: отошедший от Бога человек не может не ощущать своего трагического положения, да, он может храбриться, может вести себя вызывающе и дерзко, может говорить обидные глупости, но всё это — следствие травмы души, и наша задача помочь её преодолеть проявлением любви Божией. Конечно, это непросто, о чём и свидетельствует услышанный нами сегодня отрывок Послания к Евреям, который напоминает, что мы будем Христовыми лишь в том случае, если сумеем до конца остаться проводниками любви Божией в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Феофан Затворник о счастье». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме счастья, из книги святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
Разговор шел о том, что святитель Феофан считал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку в первую очередь необходимо удовлетворить духовные потребности через общение с Богом, но при этом не стоит забывать и о душевных и телесных потребностях, тогда человек может жить в гармонии и счастье.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем подопечным Благотворительной больницы

Одиннадцать лет назад Ольга Васильевна приехала в Санкт-Петербург с Украины, ей тогда было 47 лет. В новом городе она быстро нашла работу: занималась ремонтом квартир и домов, реставрировала культурные объекты как маляр-ювелир. «Для такой работы нужно очень хорошее зрение, ведь ты восстанавливаешь мелкие детали», — рассказывает Ольга Васильевна.
Три года назад женщина начала терять зрение. Прежнюю деятельность пришлось оставить. Какое-то время она подрабатывала сиделкой.
На бесплатную медицинскую помощь Ольга рассчитывать не могла, поскольку она гражданка другой страны. Копила деньги, чтобы лечиться платно. Но болезнь стремительно прогрессировала и вскоре вовсе лишила женщину возможности зарабатывать на жизнь и оплачивать съёмное жильё. Так она оказалась в петербуржском приюте для бездомных.
Недавно Ольга Васильевна впервые пришла в Благотворительную клинику. Это место, где люди без жилья, денег и документов могут получить качественную медицинскую помощь. Местные врачи провели обследование и направили пациентку на бесплатную операцию в партнёрскую клинику. Теперь Ольга Васильевна снова видит!
Сейчас, гуляя по городу, она с удовольствием любуется архитектурой и рассматривает объекты, в реставрации которых участвовала. Женщина строит планы на будущее, подыскивает жильё и работу.
С начала этого года в Благотворительной клинике консультации офтальмолога получили больше 20 человек. Нескольких пациентов направили на обследование и операцию. Благодаря такой программе у бездомных не только появляется возможность обрести зрение, но и в целом изменить жизнь. Поддержите работу Благотворительной клиники в Петербурге, чтобы люди в беде и дальше получали нужную медицинскую помощь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов