Часто приходится слышать, что в гимназиях дают не простое, а "классическое" образование. Но что это означает напрактике? Уклон в гуманитарные дисциплины или нечто иное? Об этом рассказывает директор московской классической гимназии при греко-латинском кабинете Елена Шичалина.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях директор одной из лучших гимназий города Москвы – классической гимназии при греко-латинском кабинете, Елена Федоровна Шичалина. Здравствуйте, Елена Федоровна!
Е.Ф.Шичалина
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Ваша школа называется классическая гимназия, а что это такое? И что такое вообще классическое образование?
Е.Ф.Шичалина
— Классическое образование – это образование традиционное для России, которое было у нас до революции. Классическое образование в высших учебных заведениях было восстановлено в советское время, существовали кафедры классической филологии Московского университета, кафедра древних языков исторического факультета. Но, форма гимназии как таковая начала возрождаться в 1990-е годы, в частности наша инициатива греко-латинского кабинета была по воссозданию традиционного для России учебного заведения.
С.Бакалеева
— А сейчас есть еще классические гимназии кроме вашей?
Е.Ф.Шичалина
— Классическая гимназия как таковая есть в Петербурге замечательного уровня, но она государственная и построена немножко на других принципах, она скорее проводит традицию немецкого классического образования, школа не православная, и поэтому немножко другой аспект. Наверное, есть и другие классические гимназии, но, насколько я знаю, древнегреческий язык в таком объеме, только в нашей гимназии преподается.
С.Бакалеева
— А древнегреческий – это обязательная часть такого образования?
Е.Ф.Шичалина
— Древнегреческий и латинский – это обязательная основа классического образования, к которому обязательно добавляется еще и блок математики, и естественных дисциплин, современные языки, ну, и конечно, тот цикл, который в себя включает закон Божий и предметы с ним связанные, как-то, церковное пение, например. Классическая гимназия наша предполагает именно такое изучение древних языков, которое к концу курса, ну а именно к девятому классу предполагает чтение подлинных авторов, таких, как Ксенофонт, Платон, Цицерон, Цезарь, поэты – Вергилий, Гораций, чтение духовных текстов.
С.Бакалеева
— Изучение античных авторов, не противоречит ли православному воспитанию, которое ваша школа тоже дает?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что не противоречит – это безусловно, достаточно вспомнить, что наши вселенские учители – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, в чью честь был наш храм открыт, во имя этих трех святителей, они же учились в Афинах, они учились на тех самых образцах, которые мы даем детям. Я должна сказать, что если мы возьмем русскую литературу, то, наверное, и здесь, совсем не все тексты будут подходить для православного воспитания. Это можно говорить о любой литературе, любых текстах. Но ведь вопрос не в том, чтобы уберечь детей от чего-то, что все равно попадет к ним в руки, или попадет под глаза. Вопрос в том, как сформировать их отношение к тому, что они читают, или видят.
С.Бакалеева
— А вы что-то по программе из литературе обычной, общеобразовательной выбрасываете по этому признаку, вот по этому критерию, что это не нужно детям?
Е.Ф.Шичалина
— Обычно я сторонница того, чтобы не изучать в православной школе, в классической гимназии в частности, сочинение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сочинение очень, с одной стороны, безусловно гениально талантливо, очень серьезное. С другой стороны, мне кажется оно порочным по своей сути. Объяснить это детям в возрасте, когда они еще… даже заканчивают гимназию, мне кажется, рано. Поэтому, можно ограничиться другими сочинениями, я просто привожу конкретный пример,
С.Бакалеева
— Но в целом, Вы предполагаете, что дети должны сами сделать выбор с помощью учителя, да?
Е.Ф.Шичалина
— Конечно, дети делают выбор и с помощью учителя, и с помощью родителей, ну, главным образом, конечно, с помощью тех, кто им преподает. И, в данном случае, любое образование, в особенности классическое, оно основано на выборе материала. Собственно говоря, специфика нашей школы заключается в том, что мы стараемся преподавать детям на классических замечательных образцах, на которых вся Европа учила всегда своих детей. На Гомере, на Данте, на французских классических авторах – Мольер, Лафонтен, на Байроне, если взять англичан. Это, на самом деле, их не так много, не так много сочинений в мировой литературе, о которых можно сказать, что без них нельзя, так сказать, сформировать культурного человека. А есть целый ряд сочинений маргинального характера, которые дети могут прочитать сами, могу не прочитать, и уже на своем сформированном, так сказать, отношении к вопросу, они сделают правильные выводы.
С.Бакалеева
— То есть, дело не в том, чтобы оградить их, а научить делать выбор, правильно я понимаю?
Е.Ф.Шичалина
— Безусловно, оградить вообще ни от чего нельзя, я в этом абсолютно уверена. Очень многие родители расстраиваются глубоко, когда их дети в возрасте пятого-шестого класса вдруг начинают какие-то слова нехорошие употреблять, или начинают интересоваться вещами, которые с точки зрения родителей совершенно невозможны с обликом их ангелоподобного ребенка. Ребенок живой, он растет, он воспринимает действительность вокруг себя в ее полном объеме, и должен воспринимать в полном объеме. А мы взрослые, педагоги в первую очередь, и родители, не знаю, кто раньше, и те и другие, равным образом, как мне кажется, должны все время четко указывать, что хорошо, что плохо и почему.
С.Бакалеева
— Неужели действительно классика помогает делать этот самый выбор, ведь современный мир настолько, на мой взгляд, далек от классики, каким образом это происходит?
Е.Ф.Шичалина
— Он далек от классики только потому, что людям не приходит в голову обращаться к древним текстам и читать их. Когда же мы их читаем, то оказывается, что нет ничего более актуального, чем рассуждения Цицерона об обязанностях, например, или того же самого Платона, или Аристотеля. Ведь люди были очень мудрые, у них было очень много времени для того, чтобы осмыслять, что они писали, они не спешили. И восприятие этих мыслей, оно помогает воспринимать мир таким, как он есть, они…
С.Бакалеева
— То есть, дети выходя за ваши стены, не чувствуют противоречия, что вот в школе было одно, одни выходят и совершенно видят другой мир?
Е.Ф.Шичалина
— Вы знаете, то, что меня немножко волнует, то, что меня расстраивает, и не может не расстраивать, как и всех, они часто испытывают тоску, когда они уходят из школы. Они испытывают тоску по тем разговорам, которые были в школе, по той серьезности отношения к вопросу, который был…
С.Бакалеева
— Не хватает глубины, да?
Е.Ф.Шичалина
— Да, некоторые уходят из высших учебных заведений, потому что они не удовлетворены тем, как строится учебный процесс. Некоторые, слава Богу, находят себя сразу и попадают в хорошие руки и тогда действительно себя полностью реализуют, есть и такие, конечно. Но, многие не могут найти общего языка со своими сверстниками, потому что интерес на уровне журналов, модных групп и прочего, оказывается для них не слишком интересен, не слишком плодотворен. Они хотят большего. Вот здесь сложно, потому что приходится, ну мы с радостью работаем с выпускниками, с ними много беседуем, они обращаются к нам, приходят в школу, некоторые преподают.
С.Бакалеева
— Поддерживают ли отношения они друг с другом?
Е.Ф.Шичалина
— Друг с другом поддерживают.
С.Бакалеева
— Может быть в этом выход?
Е.Ф.Шичалина
— И в этом есть выход, безусловно. Конечно, хотя разные годы, выпуски, они же ведь оказываются разного возраста и оказываются в разных пластах что ли временных, но тем не менее, наверное надо этим заниматься еще больше и еще раньше, начиная уже с пятого класса объяснять детям и показывать, как строить свою жизнь таким образом, чтобы она была интересная и полноценная. Чем можно заниматься помимо своей непосредственной специальности. И я обращаю внимание на такую тоже вещь, которая очень пугает, расстраивает, вот, дети очень часто не видят ничего вокруг себя, это очень трудно, обратить их взор на то, что вокруг них есть – природа, люди, что все люди нуждаются постоянно во внимании других людей.
С.Бакалеева
— Этого нет у них в природе, этому нужно научить?
Е.Ф.Шичалина
— Наверное, в природе у всех все есть, но все это надо развивать и все это надо показывать и объяснять, нужно объяснять какие-то предельно простые вещи. И наверное, в этом собственно воспитание и так сказать… Когда Вы говорите о православном воспитании, то здесь, пожалуй, ключ к такому формированию ребенка заключается в том, что православие прежде всего, во-первых, обращает нашу душу к любви, то есть, убирает из нее все элементы агрессии, в каком бы то ни было направлении. А с другой стороны, дает нам возможность некоторых ограничений в нашей жизни сознательных, которые невероятно важны в особенности в детском возрасте. В нашей школе для детей пост соблюдается почти условно, детям нужно пить молоко, им нужно хорошо питаться, они занимаются. То есть, это идет на уровне отказа только от мясных продуктов.
С.Бакалеева
— Но это практикуется, такой пост?
Е.Ф.Шичалина
— Это практикуется, безусловно, и я знаю детей, которые постятся очень серьезно и очень глубоко, но это их право, это их дело, я говорю о позиции школы. Но даже вот этот небольшой ограничительный момент, в особенности, если он поддерживается дома – это невероятно воспитывающий момент, потому что он воспитывает прежде всего терпение, терпимость, учит владеть собой, а Цицерон еще говорил, что самое сложное – это управлять самим собой. И именно в этом и состоит, собственно говоря, воспитание.
С.Бакалеева
— Мало где и мало в чем еще можно потерпеть в нашем мире, и никто не предлагает себя в чем-то ограничивать, наоборот, все предложения свои выполнить желания.
Е.Ф.Шичалина
— Меня в общем поражает то, что в основном сейчас люди занимаются, ну так, по моим наблюдениям, раньше мы стремились как-то себя как можно больше реализовать в своей специальности, например, в своей профессии. Сейчас я сталкиваюсь с тем, что очень многие молодые люди, которым предлагаешь работу, прежде всего выясняют сколько это будет занимать времени, останется ли у них время, как они говорят, на что-то другое. Это конечно верно, оно безусловно нужно всем время, но как-то… вот не видишь этой полной отдачи своему делу, потому что люди все время хотят отдыхать и развлекаться, отдыхать и развлекаться, а в общем-то, отдых, он прежде всего, на мой взгляд, в смене деятельности. Вот, когда люди увлекаются чем-то помимо своей работы, то это всегда дает очень хорошие результаты.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Елена Федоровна. У меня в гостях была Елена Федоровна Шичалина - директор классической гимназии при греко-латинском кабинете. Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 55. Богослужебные чтения

Как вести себя в тех ситуациях, когда положение кажется безвыходным и мы оказались в тупике? Ответ на этот вопрос предлагает 55-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 55.
1 Начальнику хора. О голубице, безмолвствующей в удалении. Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе.
2 Помилуй меня, Боже! ибо человек хочет поглотить меня; нападая всякий день, теснит меня.
3 Враги мои всякий день ищут поглотить меня, ибо много восстающих на меня, о, Всевышний!
4 Когда я в страхе, на Тебя я уповаю.
5 В Боге восхвалю я слово Его; на Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне плоть?
6 Всякий день извращают слова мои; все помышления их обо мне — на зло:
7 собираются, притаиваются, наблюдают за моими пятами, чтобы уловить душу мою.
8 Неужели они избегнут воздаяния за неправду свою? Во гневе низложи, Боже, народы.
9 У Тебя исчислены мои скитания; положи слёзы мои в сосуд у Тебя, — не в книге ли они Твоей?
10 Враги мои обращаются назад, когда я взываю к Тебе, из этого я узнаю, что Бог за меня.
11 В Боге восхвалю я слово Его, в Господе восхвалю слово Его.
12 На Бога уповаю, не боюсь; что сделает мне человек?
13 На мне, Боже, обеты Тебе; Тебе воздам хвалы,
14 ибо Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз, да и ноги мои от преткновения, чтобы я ходил пред лицом Божиим во свете живых.
Только что прозвучавший псалом — это молитва человека, который оказался в непростой жизненной ситуации. Учёные предполагают, что этот псалом был написан Давидом, который из-за преследований еврейского царя Саула был вынужден искать убежище в стане врага Израиля. Давид бежит в город Геф, в логово филистимлян. Здесь он просит защиты у филистимского князя Анхуса и тот даёт ему пристанище. Жалует ему и его людям пограничный город Секелаг. Однако взамен Анхус требует, чтобы Давид служил ему как вассал служит своему сюзерену. Более года Давид исполняет поручения Анхуса, воюет с его врагами, совершает набеги на соседние племена. Но своим для филистимлян он не становится. Писание говорит, что князья филистимские его ненавидели и строили против него козни. А к своим он вернуться тоже не мог. Всё усугубляется тем, что однажды Анхус зовёт Давида, чтобы тот выступил в составе его войска против своих же собратьев евреев.
В этих обстоятельствах и возникает 55-й псалом. Но помимо стенаний и сетований, мы видим в словах псалмопевца и твёрдую уверенность. «У Тебя́ исчи́слены мои́ скита́ния; положи́ слёзы мои́ в сосу́д у Тебя́, — не в кни́ге ли они́ Твое́й?» Давид уверен в той истине, которую позже выразил Христос в Евангелии: «Не пять ли ма́лых птиц продаю́тся за два асса́рия? и ни одна́ из них не забы́та у Бо́га. А у вас и во́лосы на голове́ все сочтены́. Ита́к, не бо́йтесь: вы доро́же мно́гих ма́лых птиц». Давид уверен, что Господь держит его судьбу в Своей руке. А потому удивительным образом Он разрешит и эту, казалось бы, непреодолимую трудность. Поэтому Давид и говорит: «Враги́ мои́ обраща́ются наза́д, когда́ я взыва́ю к Тебе́, из э́того я узна́ю, что Бог за меня́». Эти слова дают нам понять, что у Давида накопился достаточный жизненный и духовный опыт, который подсказывал ему: порой, если ты оказался в безвыходном положении, всё, что от тебя требуется, — обратиться к Творцу с просьбой о помощи и наблюдать.
Давид поступает именно так. Он покорно идёт за Анхусом на войну против войска Саула и своих собратьев. Однако филистимские князья возмущены этим. Они боятся, что Давид ударит им в спину. А потому убеждают своего царя отослать Давида обратно в глубокий тыл. Так Анхус и делает. А после этого события начинают стремительно развиваться так, что Давид обретает свободу и становится царём в своей родной стране над своим любимым народом. Поэтому и говорит он в конце псалма: «На Бо́га упова́ю, не бою́сь; что сде́лает мне челове́к? На мне, Бо́же, обе́ты Тебе́». То есть на мне, Господи, исполняются все Твои обещания о том, что Ты Сам заботишься о своих верных.
Может только показаться, что у Давида была пассивная и безвольная позиция. Но нет. Ведь порой жизнь сжимает нас так, что не дёрнуться и не шелохнуться. И в эти моменты мы просто вынужденно замираем, однако у нас всегда есть возможность проявить внутреннюю, духовную активность. Мы можем перестать суетиться и метаться. Перестать пыжиться и напрягаться, чтобы вновь обрести контроль над жизнью. Вместо этого мы можем выдохнуть, встать на колени, признать своё бессилие и поражение и выдавить из себя: «Помоги мне, Господи. Сам я больше не могу. Направь течение моей жизни в нужную сторону». Именно такую стратегию выбирает Давид. И он побеждает. Побеждает, казалось бы, не шелохнув даже пальцем. Но Бог-то всё видит иначе. Потому и приводит Своего праведника на престол.
Псалом 55. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 55. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Евреям святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В каждой религии есть представление о святом месте. Причём святость места подразумевает, что в нём, как в своём храме или святилище, особенным образом присутствует Бог. В христианстве тоже есть храмы, есть представление о святых местах, но как на самом деле Бог присутствует в мире? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из девятой главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Когда язычники задумывались о богах, они зачастую представляли их в виде природных стихий. Конечно, у большинства народов существовали представления о едином Боге-Творце, но в отношения с Ним они не вступали, обходясь ритуалами и жертвами, обращёнными к богам рангом пониже. Сегодня мы знаем, что в мире существует большое количество религиозных традиций, но обычно не подозреваем, что единственная традиция, в которой говорится не просто о почитании, но буквально о завете с Богом-Творцом — это традиция библейская. Только в Библии говорится о том, что единый истинный Бог любит человека и готов вступить с ним в завет. Естественно, что возвышенность этих представлений, создаёт свои сложности. Если человек обожествляет стихии и отдельные явления природы, для него не составит труда понять, как с такими богами-стихиями взаимодействовать. Есть облака, небо, солнце, вода, животные — их можно изобразить, к ним можно обращаться непосредственно, о них можно рассказывать мифы и легенды, потому что все они перед твоими глазами. Но что сказать о Боге, который по Своей природе никак не причастен тварному миру и присутствует в нём Своей любовью, Своим промыслом и благодатью? Естественно, как и все народы, народ еврейский построил Богу, Которого почитал, храм. Более того, в этом храме, как и в языческих храмах, тоже был жертвенник, на котором приносились жертвы. Наконец, и сам храм воспринимался людьми как место особенного присутствия Божьего на земле. Однако в псалмах и пророческой литературе мы не раз встречаем мысли о том, что храм — это место, в котором нуждаются люди, а не Бог, потому что «небо — подножие ног Его». Храм же существует лишь потому, что люди как телесные существа нуждаются в материальных объектах, для того чтобы выразить своё поклонение.
Сегодняшний отрывок из апостольского послания как раз рассказывает нам о первом завете, в котором Бог, заключив с людьми договор, объясняет людям, как должно выглядеть их служение. Внешне кажется, что и храм, и жертвенник, и ковчег завета — всё очень похоже на соседние народы. Однако было и существенное отличие: главным во святилищах всех народов всегда было изображение бога, но во Святая Святых иудейского храма никаких изображений Бога не было. В ковчеге люди видели лишь следы Его любви и заботы: сосуд с манной, скрижали завета, жезл Аарона... Однако на этом Ветхий Завет достиг своего предела. Ближе к человеку через мёртвую материю стать было уже невозможно. И вот сегодня, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, мы почитаем Деву Марию, через которую Непостижимый и Несоизмеримый ни с какой вселенной Бог входит в мир людей и становится человеком ради нас и нашего спасения. Господь не делал этого через мёртвые камни, через растения, через погодные условия и стихии, потому что все они лишены главного, все они неразумны, бессмысленны и не свободны. Они подчинены закону природной необходимости. Однако люди сотворены по образу Божию и поэтому Бог становится человеком, Он входит в жизнь мира, чтобы преобразить и освятить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О Боге в мировом кино: «Страсти Жанны д’Арк». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о том, как режиссер Карл Теодор Дрейер рассматривал феномен религиозности и святости в своем фильме 1928 года «Страсти Жанны д’Арк», как в фильме рассматриваются отношения человека и Бога и как к этой теме обращались в европейском искусстве в период между двумя мировыми войнами.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед посвященных тому, как классики мирового кинематографа обращались к темам, связанным напрямую с жизнью Церкви, церковной историей и Библией.
Все выпуски программы Светлый вечер