Существует мнение, что между реальной внешностью святых и их иконным изображением нет ничего общего. Якобы икона настолько условное изображение, что по ней невозможно судить о том, как на самом деле выглядел тот или иной святой. Однако в 20 веке был проведен эксперимент, доказавший, что икона способна передать особенности внешности изображенного на ней святого. Сегодня мы поговорим о реконструкции внешности одного из самых известных христианских подвижников — святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
В настоящее время гробница святителя Николая находится в итальянском городе Бари и располагается в храме Католической церкви. Именно с разрешения Римско-Католической церкви в 1953 году профессор Луиджи Мартино произвел открытие мощей святителя Николая. Целью научного эксперимента было произвести реконструкцию прижизненной внешности великого святого. Изучив святые мощи, которые представляют собой хорошо сохранившийся скелет, профессор Мартино пришел к выводу о совершенной правдивости иконного образа святителя Николая. Вот выдержка из отчета ученого: «По строению черепа и скелета Святитель принадлежал к белой европеоидной средиземноморской расе, для которой характерны средне-высокий рост и смуглая кожа. С высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости». Кроме того, Мартино сумел констатировать еще и такой факт. Великий святой не ел мяса, а употреблял только растительную пищу. Был определен и рост Николая Чудотворца — 167 сантиметров.
Технологии середины 20-го века не смогли позволить создать полноценную визуальную модель внешности святителя Николая. Дополнить эксперимент пятидесятилетней давности в 2005 году взялась группа британских ученых. Им не удалось получить разрешение Католической церкви на повторное открытие гробницы святителя Николая, поэтому в своих научных изысканиях они опирались на исследования Мартино.
Британские учение внимательно изучили материалы 1953 года, внесли их в специально созданную компьютерную программу и вот к каким выводам они пришли: «Согласно исследованиям, святой Николай был ростом порядка 167 см. Когда он умер, ему было примерно 65-70 лет. Если описывать его лицо, то оно было очень мужественным. У него был очень сильный, грубоватый череп, большая голова. Интересно отметить, что у него был сильный, заметный перелом носа. Очевидно, что переносица была сломана, и потом ее лечили. Из этого можно сделать вывод, что нос был сломан задолго до его смерти».
Визуальная реконструкция внешности святителя Николая получилась у британцев не столь впечатляющей как прозвучавшее только что описание. Компьютерная модель прижизненного облика святого вышла несколько примитивной, лишенной каких-либо эмоциональных особенностей. Внешность святителя Николая у британцев получилась блеклая — без характерного для живого человека блеска в глазах и осмысленности выражения лица. Эту оплошность сумели исправить российские ученые, которые, воспользовавшись научными результатами британцев, добавили визуальной реконструкции эмоциональных черт. В результате компьютерная модель прижизненного облика святителя Николая полностью совпала с его иконным изображением.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.