
Рим., 114 зач., XIV, 9-18.
9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов.
11 Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога.
12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу.
13 Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.
14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто.
15 Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер.
16 Да не хулится ваше доброе.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Древние иудеи любили спорить о еде. Ветхозаветный закон запрещал евреям употреблять в пищу некоторые продукты — свинину, например. Заповедь пророка Моисея была изложена четко и не предполагала, казалось бы, двояких толкований. Однако ко времени Рождества Христова пищевые постановления иудаизма приобрели самые изощренные черты. Взять хотя бы обычай отцеживания комара — любая жидкость наливалась в чашку через ткань, чтобы в нее не могли попасть насекомые. Они, видите ли, оскверняли собой напиток. Все рецепты проходили экспертизу на кошерность, то есть дозволенность. Так дело в иудаизме обстоит до сих пор. Христианство отменило абсолютное большинство пищевых ограничений Ветхого Завета. Но, к удивлению апостолов, такой шаг не упразднил споров о еде. Сегодняшний отрывок из Писания как раз об этом.
В римской общине христиан в первом веке сформировалось две партии — тех, кто воздерживался от мяса и вина, и тех, кто употреблял в пищу любые продукты. Ратовавшие за воздержание в еде пришли в христианство не из иудаизма, а из язычества. И были, скорее всего, в прошлом сторонниками стоиков или орфиков — философских течений аскетической направленности. Всё это было бы интересной исторической деталью, если бы римские христиане не стали друг с другом ругаться. Ругаться из-за еды. Община оказалась на грани раскола. Те, кто не чурался мяса и вина, обвинял оппонентов в гордости и высокомерии. Аскеты же братьев по вере считали людьми безвольными или попросту обжорами. Апостол Павел призвал обе партии к миру. При этом он не пытался занять чью-либо сторону. Апостол напоминает, что единственным судьей человеческих отношений является Бог. Христос претерпел смертные муки и воскрес, получив от Небесного Отца власть над нашим миром. Спаситель еще при жизни запрещал людям судить друг друга, теперь же только Он обладает такими полномочиями. Такой поступок Христа, на самом деле, значительно облегчает нашу с вами жизнь. Судить другого означает не только давать оценку поступку, но и нести ответственность за последующую жизнь человека. Судья выносит приговор и именно он в ответе, где окажется подсудимый — в тюрьме или на свободе. Мы же подчас не способны понести ответственность за собственную жизнь. Что уж говорить про судьбу другого? Поэтому апостол Павел и призывает римских христиан, а вместе с ними и нас никого не осуждать, но оставлять суд над людьми только Богу.
Но что же еда? Чем закончился спор о пище в римской общине? Апостол Павел и эту дискуссию переводит на новый уровень. Он разъясняет, что, действительно, не существует скверной или нечистой еды. Таким образом, рассуждения иудеев не имеют смысла. Пища сама по себе не может нанести человеку духовного вреда. Но на это способны те чувства, которые мы в отношении еды испытываем. Апостол произносит важные слова: «Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер». Это вразумление обеим партиям, из-за еды споривших. Одни, вкушая мясо и вино, подчас провоцировали оппонентов на укоры и осуждение. Другие же, демонстративно от мяса и вина отказывавшиеся, проявляли гордость и превозношение. В результате обе партии забывали о главном: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер