Рим., 88 зач., V, 1-10
1 Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, 2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.
3 И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда, 5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Одной из важнейших особенностей христианского мироощущения оказывается доверие к Богу и к миру. Может показаться, что на фоне всех несчастий, которые в мире случаются, христианство с таким отношением выглядит очень наивным. На самом же деле, с христианами тoже случаются разные неприятности и все же две тысячи лет они верят в то, вo что верили. Открытое, радостное, светлое отношение к миру должно сохраняться в христианах не смотря ни на что, потому что для них в мире есть Некто, Кто больше и важнее самого мира, Тот, кто не оставит их одних перед Eго лицом.
Именно об этом ощущении и говорит апостол Павел в сегодняшнем чтении.
Однако, чтобы правильно понять апостола, важно знать, что слово «оправдание» для нас и для него означают совершенно разные вещи. Когда он говорит, что мы оправданы, нам может показаться, что мы признаны невиновными, как подозреваемый на суде. Но в рамках Ветхого Завета — быть праведным, это быть в Завете с Богом. То есть, выражение «оправдавшись верою» для апостола означает наше вхождение в завет с Богом. В этих новых отношениях мы не только радуемся радостям, что естественно, мы учимся по-новому воспринимать скорби.
В древности язычники смеялись над христианами, потому что они плохо вели бизнес, не назначали больших цен, были честными в ущерб себе. Когда начиналась эпидемии, язычники бросали даже самых близких родственников, а христиане ухаживали не только за своими близкими, но и за чужими людьми. Итак, христиане хвалятся даже скорбями, хотя для язычников и неверующих людей это повод сказать: «Где же ваш Бог? У вас столько скорбей и немощей, чем Он вам помог?» Но оказывается, что скорби могут восприниматься нами иначе. Бог не действует в мире насильно, Он не может вмиг сделать всех добрыми, и поэтому мир полон сложностей и проблем. От того, что мы выберем, зависит, больше будет в мире скорби или радости, будет больше света или тьмы.
Раньше было выражение, «Лампа в сто свечей», это значит, что нужно сто свечек, чтобы было светло, как от одной этой лампы. Свет Божий в мире — не только от Бога, это и наш свет, и он зависит от того, светим мы или нет надеждой, терпением, может быть, наивным, но самым правильным взглядом на мир. И чем больше будет таких людей, тем светлее будет в мире, тем больше будет Божьего присутствия, потому что именно через нас оно проявляется. Апостол пишет удивительные слова: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, а от опытности надежда, которая не будет поводом к стыду», то есть надежда не напрасна, она оправдана. Христиане надеются на Бога и не пытаются расталкивать других локтями, чтобы добиться своего, Они живут так, как заповедал Бог, и со стороны кажется, что они проиграют, но на самом деле, они выигрывают. Мир для язычников заканчивается крахом, когда все сгорит, а для нас радостным приходом Христовым.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.