
Рим., 101 зач., IX, 6-19.
6 Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя.
8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.
9 А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын.
10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего.
11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, 13 как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел.
14 Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15 Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею.
16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.
18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Слова апостола Павла «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» несут в себе определенный соблазн. Если помилование зависит исключительно от Бога, то какова роль человека? Означает ли апостольская мысль, что можно совершенно расслабиться и погрузиться в фатализм? Если бы было можно, то зачем Евангелие и вообще всё? При буквальном и плоском воззрении на апостольские слова Евангелие и нравственная жизнь становятся совершенно излишними, а потому Христова проповедь самим фактом своего существования восстает против пассивной бездеятельности в отношении спасения. Здесь речь идет о соработничестве. О том, что богословие называет синергией, совместным усилием Бога и человека. Слова апостола Павла утверждают крайне важную истину: в деле спасения не все зависит от человека. Не все же зависит и от Бога. Древнехристианский толкователь Ориген, размышляя над этой апостольской фразой, упоминает фрагмент из псалма Давида — «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1). Далее Ориген комментирует псалом и вместе с этим мысль апостола: «Этим он показывает не то, что строитель дома ничего не делает и предается праздности, и тогда Господь воздвигает дом. Он показывает, что человек прилагает, сколько есть в нем заботы и труда, но во власти Божией находится, чтобы, миновав все препятствия, труд обрел завершение. Итак, поскольку этим внушается, что человек прилагает труд и заботу, а Бог сообщает работе успех и завершение, то благочестиво и благоговейно для человека завершение своего собственного труда относить скорее к Богу, чем к себе». Это довольно простые и очевидные истины. В отношении строительства они не вызывают никаких вопросов. Мы прекрасно знаем из собственной недавней истории: самое крепкое здание не способно устоять без воли Божией. Но каким-то непостижимым образом очевидность необходимости собственного труда и одновременно с этим всецелого упования на Бога начинает ускользать тогда, когда дело касается души человека.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Правописание слова «Бог» — контекстный подход;
— Обсуждение на заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви рисков использования искусственного интеллекта;
— Общение человека с искусственным интеллектом как духовная проблема.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM