Муж да жена – одна душа, говорили раньше на Руси. Считалось, что семейная пара должна не только жить вместе, но и думать одинаково, заниматься одним делом. Святые супруги Акила и Прискилла, жившие во времена Иисуса Христа, следовали этому завету на протяжении всей жизни.
Прискилла была знатной римлянкой, Акила – простым иудеем-ремесленником из Понта. Они познакомились в Риме – городе, в который ведут все дороги, – и при первой же встрече поняли, что их судьбы соединены навсегда. Прискиллу многие осуждали за то, что она выходит замуж за человека, не равного ей по социальному статусу. Но девушка решила, что настоящая любовь намного важнее, и свадьба всё-таки состоялась.
Молодые жили счастливо, однако скоро к ним в дом пришли дурные вести. Император Клавдий издал указ изгнать из Рима всех иудеев, и Акила был вынужден покинуть город. Прискилла в такой ситуации имела право развестись с мужем и никуда не уезжать, однако даже не думала об этом. Жизнь без Акилы была для неё немыслимой, поэтому она спешно собрала вещи и последовала за любимым.
Супруги смогли найти пристанище только в Коринфе. В то время этот город славился разгулами и непристойным поведением жителей, но семье больше негде было жить, и им пришлось смириться. Они стали зарабатывать ремеслом Акилы – шитьём палаток, причём жена трудилась наравне с мужем, забыв о своём знатном происхождении. Её это не печалило, наоборот, семья сплотилась, преодолевая трудности. Поначалу в глазах Акилы появлялась грусть, когда он смотрел на Прискиллу. Он винил себя в лишениях, которые терпела его жена, и неспособности обеспечить ей достойное существование. Она же, замечая этот взгляд, улыбалась и успокаивала мужа. Они вместе, и у них всё хорошо. Кто знает, что с ними было бы, останься они в Риме? Прискилла верила, что во всём, что происходило с ними, есть особенный, пусть пока недоступный им смысл.
Через несколько лет супруги познакомились с апостолом Павлом, который приехал в Коринф. Павел тоже занимался изготовлением палаток и полтора года прожил у супругов, помогая им в этом ремесле. От своего гостя Акила и Прискилла узнали о христианстве и попросили его крестить их…
С тех пор они стали верными помощниками Павла. Апостол часто сокрушался по поводу беспутной жизни коринфян, но тут же напоминал себе, что именно здесь нашёл такую благочестивую пару, как Акила и Прискилла. Супруги устроили в своём доме маленький храм для тех, кто хотел помолиться. Видя умиротворённые лица христиан, глаза, в которых горело пламя веры, они поняли, что их призвание вовсе не в шитье палаток. И вскоре Акила и Прискилла отправились вместе с апостолом Павлом проповедовать слово Господне.
Рим, Коринф, Эфес, снова Рим и множество других городов – Акила и Прискилла постоянно переезжали. Они перестали жить для себя и думали о тех, кому нужна духовная помощь.
Святые супруги долго путешествовали, проповедуя жителям Римской империи христианскую веру. Со временем Акилу назначили епископом Гераклийским, он почитается и прославляется Православной Церковью как апостол от семидесяти. Однако благое дело святой семьи не нашло отклика в сердцах языческих правителей страны. Акила и Прискилла были схвачены и погибли смертью мучеников.
В Риме в честь благочестивых мужа и жены воздвигли храм, где хранятся их мощи. На иконах Акилу и Прискиллу часто изображают вместе, ведь они всегда делили на двоих всё, что у них было - и радости, и горести, и мученическую смерть, а поныне – и вечную жизнь.
Псалом 128. Богослужебные чтения

Если вы когда-нибудь видели, как плугом вспахивают землю, то, несомненно, удивились, насколько это зрение — завораживает! Казавшаяся скованной неприступной коркой земля вдруг разрыхляется, переворачивается — и открывает свои совсем иные глубины.
Этот образ активно использует псалмопевец Давид в 128-м псалме, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем!
Псалом 128.
Песнь восхождения.
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моём орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассёк узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки́ своей, и вяжущий снопы — горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»
Не просто так Давид обращается к понятному образу вспахивания: но его образ — пронзителен. Он говорит о том, что на его «хребте» — то есть спине — грешники «вели длинные борозды плугом» — ничего себе такая аллегория долгой, растянутой по времени, непрекращающейся боли! Святитель Иоанн Златоуст так комментирует этот стих: «грешники... строили козни, не как случилось, но с великими усилиями и хитростями, составляя обманы, нападая тайно; выражение: „на хребте моём“ означает или хитрость и коварство, или напряжённость и великую силу; т. е. они старались сокрушить саму силу мою... они козни против праведника обратили в занятие».
Но 128-й псалом, при всём драматизме начала — причём, наверное, едва ли где ещё в Псалтири можно встретить столь «физиологическое» измерение, — заканчивается вполне позитивно: никакие попытки «сломать хребет» праведнику не закончились успехом! Более того: Бог обратил усилия грешников не во вред, а на пользу праведнику!
Нередко, когда нас посещают скорби, или мы становимся объектом чьей-то целенаправленной травли, или просто, как говорят в народе, «куда ни кинь — один клин!» — нам хочется поскорее, любыми способами выбраться из неприятности. И в этот момент очень хорошо вспомнить сегодняшний 128-й псалом — точнее, его образ: на «вспаханной глубокими бороздами» земле жизни праведника — Бог сеет семена Своих благословений! Не было бы такой глубокой «пропашки» — и семена быстро бы погибли: чем тщательнее возделана пашня — тем лучший урожай будет!
Так что, дорогие друзья, не будем унывать в скорбях — а лучше будем представлять себя податливой землёй в руках заботящегося о нас Земледельца!
Псалом 128. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 128. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 128. На струнах Псалтири
1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:
2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.
3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.
4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.
5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!
6 Да будут, как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает,
7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы - горсти своей;
8 и проходящие мимо не скажут: "благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!"
13 июня. О важности изучения православной веры

Во 2-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?»
О важности изучения православной веры — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Несомненно, христианское учение имеет здравый смысл, логично и непротиворечиво. В отличие от заблуждающегося человека, который может менять свое мнение, лукавить и оправдывать себя, Божье учение стройно, правдиво и истинно. В его свете видны все изъяны и несовершенства.
Ещё Христос напомнил людям древнюю пословицу: «Врач, исцели самого себя», — то есть, прежде чем кого-то учить, что-либо проповедовать, к чему-то призывать, надо, чтобы сам человек соответствовал требованиям, предъявляемым им к другим. И это справедливо.
Писание считает, что лицемерам, двоедушным людям нет места в Царстве Небесном. Поэтому не может войти туда тот, кто говорит одно, а делает другое.
Так апостол Павел и восклицает: «Как же ты, уча другого, не учишь самого себя? Проповедуя не красть, крадешь; говоря: не прелюбодействуй, прелюбодействуешь; гнушаясь идолов, святотатствуешь; хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога».
Если мы замечаем это за собой, то значит, нам надо приложить много усилий, чтобы вера не расходилась с делами. А для этого нужно духовно совершенствоваться, стремиться, чтобы правда Божья стала основой нашей жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема