Граф Алексей Бобринский был известен на всю Российскую империю как создатель первой в стране железной дороги, сахарозаводчик и благотворитель. Один из богатейших людей страны с детства был приучен своей матушкой — баронессой Анной Унгер-Штеренберг помогать людям.
До 28 лет Алексей Алексеевич служил в армии. Выйдя в отставку, занялся наукой и сельским хозяйством — на Украине у него были пахотные земли. Бобринский стал известен всей России, когда в 1837-ом году построил железную дорогу из Петербурга в Царское Село и Павловск. Граф создавал дорогу не один: он открыл акционерную компанию, возглавил её и вложил в дело целое состояние — 250 000 рублей.
Первый в России сахарный завод тоже принадлежал Бобринскому. Предприятие находилось в Тульской губернии. Позже Алексей Алексеевич открыл ещё четыре сахарных завода в своих украинских поместьях. Граф был настоящим тружеником: наравне с крестьянами он работал на полях, выращивал свёклу. На своих заводах исполнял обязанности технолога, химика, механика. И при этом находил время заниматься благотворительностью.
Бобринский всегда заботился о своих рабочих. На каждом предприятии обязательно строил церковь. Для заводских открывал бесплатные больницы, школы, столовые, бани. Рабочие имели возможность учиться, как бы сейчас сказали, на курсах повышения квалификации. Граф не жалел на это денег. Ведь в России тогда сплошь и рядом на предприятиях работали иностранцы, Бобринский же успешно готовил отечественных специалистов — сахаротехников и инженеров-технологов.
В 1858-ом году в своём имении в украинском городе Смела Алексей Алексеевич открыл начальное ремесленное училище с программой обучения, равноценной программе церковно-приходской школы. Юноши здесь в течение трёх лет получали профессию и просвещались духовно. Дети бедняков учились бесплатно, остальные платили символические деньги. А когда в Киеве началось строительство Политехнического института, граф, прекрасно понимающий, как нужны стране квалифицированные специалисты, жертвовал ему солидные суммы.
Ещё до отмены крепостного права, крестьяне Бобринского не страдали от барского гнёта. Алексей Алексеевич платил им приличные деньги за работу, не скупился на премии и льготы. А после реформы 1861-ого года он дарил бывшим крепостным землю.
Граф умер в 1868-ом году в городе Смела. Проститься с Бобринским пришли тысячи людей: рабочие, крестьяне, горожане, для которых он построил железную дорогу по маршруту Фастов-Знаменка и вокзал. Люди, в знак уважения к «одной из благороднейших и в высшей степени сочувствующих личностей», как сказал о покойном поэт Вяземский, выпрягли лошадей и несколько вёрст на себе несли катафалк к железнодорожной станции. Похоронили графа в Петербурге, в Александро-Невской Лавре. Попрощаться с Алексеем Алексеевичем приехал император Александр Второй.
Через четыре года в Киеве на одном из красивейших бульваров — Бибиковском — открыли памятник Бобринскому. Деньги собирали всем городом. На церемонии открытия говорили о гражданской доблести графа, о его полезной деятельности. О том, что он заботился об отечественной промышленности, не жалея ни средств, ни трудов. И о том, что все начинания графа были направлены на благосостояние и просвещение народа.
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







