
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632

Деян., 13 зач., V, 1-11.
1 Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, 2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
10 Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
11 И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Ни Ананию, ни Сапфиру никто не принуждал продавать своё имение и отдавать деньги с продажи апостольской общине. И никто бы их не осудил, если бы они этого не сделали. Как нет сейчас, так и не было в древней Церкви принуждения вносить какие-либо средства в общий бюджет общины. Это было и есть дело сугубо добровольное. Исключение составляет, разве что, католическая церковь в современной Германии и ещё в ряде стран, но это совершенно иная тема.
Случившееся с Ананией и его супругой может показаться несоразмерным совершенному ими греху. Таковым бы оно и было, если бы не одна крайне важная фраза апостола Петра: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?». Утаивание чего-либо из церковного имущества, присвоение себе части этого имущества равно лжи перед Богом, а не перед людьми. Обман одного человека другим — дело хоть и неблаговидное, но вполне обычное, совсем иная степень греха в случае попыток обмануть Бога. Легко понять, для чего Анания и Сапфира решили поступить таким образом, суть их поступка легко выразить одним словом — тщеславие. Они попытались, как говорится, усидеть на двух стульях: с одной стороны, показать своё особое благочестие и ревность об общем деле и через это удостоится похвалы и, возможно, какого-то особого статуса, с другой — не забыть самих себя. Святитель Иоанн Златоуст крайне категоричен, он говорит, что сделанное ими ничто иное как святотатство. Свою мысль он выразил в таких словах: «кто решился продать своё и отдать, а потом удержал у себя, тот святотатец. Если же взявший из своего — святотатец, то гораздо более — взявший из чужого. Поэтому не подумайте, что, если теперь не бывает этого, если наказание не следует тотчас, то будто и остаётся без наказания». Святитель Иоанн справедливо полагал, что случившееся с Ананией и его женой — не исключительный случай. Что и в дальнейшем в истории Церкви будут находиться люди, которые решат пойти по схожему пути и потому он предупреждает: сегодня Бог не карает за проявление святотатства и присваивание церковного имущества мгновенной смертью, Бог долготерпит, но каждому стоит помнить печальный пример Анании и Сапфиры и то, что Бог неизменен и истинен, Он тот же всегда и во веки.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема











