Каковы возможности гомеопатии? Порой ее называют не только лекарством ото всех болезней, но и средством для улучшения настроения. Как правильно пользоваться гомеопатическими средствами рассказывает семейный врач, автор и ведущая курса «Домашняя гомеопатия» Вероника Назарова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. У меня в гостях гомеопат, семейный врач, автор и ведущая цикла лекций «Домашняя гомеопатия» Вероника Назарова. Здравствуйте, Вероника
В.Назарова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Я знаю, что гомеопатия лечит самые разные заболевания от острых до хронических. А правду ли говорят, что с помощью гомеопатии можно даже улучшить настроение?
В.Назарова
— Да, правда, от сладкого настроение улучшается, достаточно съесть побольше шариков – это очень вкусное лечение, приятное. Если серьезное, конечно, гомеопатия работает с человеком целиком, а что у нас человек без эмоций, конечно, можно работать с эмоциональными состояниями. Более того, порой именно в эмоциональных симптомах гомеопаты видят самое главное показание к лекарству. Улучшить настроение…
С.Бакалеева
— Ну, то есть, имеет ли смысл, скажем, идти к гомеопату, если уныние, упадок сил, нет настроения и нет никаких перспектив на будущее?
В.Назарова
— Конечно, обязательно, вот именно об этом гомеопату и сказать. Но, гомеопат, конечно, будет разбираться и с телесными симптомами, тоже задавать много вопросов, но безусловно да, безусловно. Во-первых, вы об этом расскажете, как известно, медицина такая вещь комплексная, нельзя тут отделить одно от другого. Когда вы об этом расскажете – это состоится некий психотерапевтический сеанс уже, но мало того, гомеопатия – это ведь не психотерапия, гомеопатия может больше. Гомеопат из этого извлечет то, что по закону подобия может быть вам показано, может вам помочь и очень здорово поможет. Я приведу в пример одно распространенное очень лекарство, все о нем слышали, об Игнации. Игнация даже среди простых людей известна, как лекарство от горя, причем от горя, возникшего вследствие потери, расставания.
С.Бакалеева
— То есть, горе тоже бывает… ну понятно, что горе бывает разное, соответственно, в зависимости от причины нашего…
В.Назарова
— В зависимости от причины…
С.Бакалеева
— Наших эмоций, может различаться лекарство даже, да?
В.Назарова
— Да, абсолютно точно, потому что одно дело обида, другое дело горе. И горе от расставания – это Игнация. Причем расставание может быть любое – человек уехал, бросил, в случае несчастной любви, умер, и причем не только человек, это может быть любимая собака, или какое-то еще любимое животное. Но вот это вот «не покидай меня», вот эта вот боль душевная, она помогает Игнация и все тут. И даже она значится как похоронное средство, ее очень хорошо иметь при себе, когда вы сталкиваетесь с такой жизненной ситуацией для себя и для родственников, потому что действительно факт остается фактом, в жизни вам легче это пережить, это же очень важно. Ну это я такой печальный пример взяла.
С.Бакалеева
— А не значит ли это, что закончится действие Игнации и боль вернется.
В.Назарова
— А сколько нужно, столько ее и принимают, Вы же понимаете, что время лечит и все это видоизменяется.
С.Бакалеева
— То есть, это время можно прожить просто легче.
В.Назарова
— Просто легче и понимаете, мудрее, гомеопатия не вызывает бесчувствие, но можно изменить отношение.
С.Бакалеева
— То есть, это не то что притупление чувств идет.
В.Назарова
— Нет, это не психиатрические лекарства, которые что-то…
С.Бакалеева
— Не антидепрессант?
В.Назарова
— Нет… которые что-то подавляют, просто защитные силы делают что-то такое, выделяются некие гормоны, эндорфины, или еще что-то, чтобы состояние это гармонизировать, как-то внутри изменяется отношение и вам становится легче, но это печальный пример. А бывают и какие-то более радостные вещи, например, ребенок перепрыгал в гостях и никак заснуть не может, ну прямо ходит на голове, вы совершенно не можете его засунуть в кровать, по гомеопатическому принципу даже смышленый человек может предположить, что поможет кофе, препарат, сделанный из кофе, он называется Кофея, вы даете его ребенку и через несколько минут видите его спящим.
С.Бакалеева
— Причем именно важно, что не кофе, а препарат гомеопатический, да?
В.Назарова
— Конечно, конечно, гомеопатический препарат. Потому что в гомеопатическом препарате получается действие перевернутое, наоборот. Вы даете кофе неспящему человеку, который ведет себя, как будто он напился кофе. У взрослого человека это очень интересно выглядит. Вы ложитесь и у вас буря планов в голове, буря просто, вы только что хотели спать, а тут – я там ремонт, здесь шторы, там завтра, туда поеду… и когда фонтанируете этими идеями, примите Кофею, через несколько минут вы будете спать и на следующее утро не встанете не выспавшимся.
С.Бакалеева
— Может ли возникнуть зависимость, ведь если настроение улучшилось в какой-то ситуации, особенно тяжелой, стало легче, захочется, чтобы все время было хорошим настроение.
В.Назарова
— Зависимости в плане как от наркотика – нет, конечно, или как от алкоголя, или сигарет – нет, конечно, хотя может возникнуть зависимость от врача.
С.Бакалеева
— Даже такое бывает?
В.Назарова
— Такое бывает не только с гомеопатами, человеку хочется внимания и вот он находит этого человека, который его выслушивает, который ему помогает и ему периодически нужно видеться, может быть даже, может быть даже… я понимаю я сейчас говорю не только о гомеопатии, о смежных вещах, но медицина одна, здесь нет гомеопатии и другой остальной медицины, гомеопатия все в себе включает, подразумевает. Прежде всего хорошего врача, а потом уже владение гомеопатией.
С.Бакалеева
— А чем такая зависимость от врача плоха?
В.Назарова
— Она ничем не плоха, и не хороша, просто…
С.Бакалеева
— То есть, с этим не нужно бороться, если такая возникла зависимость…
В.Назарова
— Как и любая другая зависимость, она может быть плоха, может быть и хороша. Вопрос в том, куда мы идем. Очень часто человек общается с кем-то, не только с гомеопатом, но с каким-то еще там специалистом, общается-общается, потом ему перестает это быть нужным и они расходятся, как в море корабли. Это нормально и то же самое с гомеопатией, в какой-то момент вы просто забываете о ней. Вы принимали-принимали, вроде она вам нужна была, а потом вдруг раз и через месяц вы вспоминаете, что-то я не знаю… а приходите не прием, врач спрашивает – а вот это есть, а вот это есть – из тех жалоб, которые вы раньше называли. А что, со мной такое было? То есть мало того, что нет нужды больше в гомеопатии, все стирается, что было то. Тоже обычная история.
С.Бакалеева
— Мы говорили про то, что можно с помощью гомеопатии как-то выровнять эмоции, а вот скажем, такой яркий пример – подростки с их бурными эмоциями, изменением характера, может ли им помочь гомеопатия?
В.Назарова
— Конечно, подросткам, или грудным детям, которые орут всю ночь, или собакам, или воробьям…
С.Бакалеева
— И собакам тоже?
В.Назарова
— Ну ведь это закон природы – гомеопатия и мне приходилось лечить птицу, например, когда ты видишь некое состояние, которое отвечает действию препарата, ты его даешь, все равно кому. Поэтому подросток, конечно, можно и подросткам помочь.
С.Бакалеева
— То есть, если затруднен контакт, такая распространенная подростковая история, то одно из средств, ну безусловно сохраняя поиск этого самого контакта, помочь этому – это гомеопатия.
В.Назарова
— Гомеопатические, да. Вот в этом упомянутом лечебнике Панос и Хеймлих, вы просто в главе о подрастающем ребенке, вы там можете прочитать, в том числе и проблемах подростка, ну и в других, я думаю, лечебниках тоже.
С.Бакалеева
— Вы еще сказали про кричащего ребенка, то есть, младенцам тоже гомеопатия показана?
В.Назарова
— Младенцам прекрасно тоже и многие мамы это знают. На младенцах как раз-таки очень хорошо видно действие гомеопатии, потому что вот порой говорят для того, чтобы… что гомеопатия – это внушение, гомеопатия – это психотерапия, для гомеопатии нужна вера того, кто лечится. Ну, вера нужна только до той степени, чтобы принять лекарство, или принимать его просто, надежда какая-то нужна, а то, что нужна вера того, кто принимает…
С.Бакалеева
— Ну то есть, нужно дойти купить его и съесть.
В.Назарова
— Да, только в этом плане, потому что, чтобы подействовала гомеопатия вера не нужна. И яркий пример – младенцы, которые вообще не понимают, что вы им там даете. И по закону подобия можно помогать.
С.Бакалеева
— А какие проблемы младенческие можно решить?
В.Назарова
— Ну, самим, с помощью домашней гомеопатической аптечки можно помогать малышам с расстройством пищеварения, самый распространенный пример – колики, с нарушениями сна, конечно же, с нарушениями настроения, с острыми заболеваниями, травмами. Дети много падают…
С.Бакалеева
— И беременным женщинам, значит тоже можно помочь с помощью гомеопатии?
В.Назарова
— Беременным женщинам, как и всем живым существам тоже гомеопатия помогает. Другой вопрос, что не все врачи работают с беременными, некоторые их боятся, например, на препаратах обязательно на всех почти что указано, что беременным противопоказано. Не потому, что противопоказано, а потому что боятся беременных. Беременных у нас многие боятся, гомеопат просто должен понимать, в этом разбираться, иметь опыт работы с беременными и не бояться их, понятное дело. Беременным прекрасно помогает гомеопатия при многих проблемах, начиная с зачатия, таких детей даже «гомеопатическими шариками» называют и дальше, и токсикоз ранний, и проблемы с венами, и эмоциональные проблемы, беременные такие неуравновешенные бывают, и на поздних сроках с отеками, с анемией, с угрозой преждевременных родов, с молочницей, какие там еще бывают проблемы… Ну буквально с любыми проблемами вы можете к гомеопату обратиться, он знает, как с этим обойтись.
С.Бакалеева
— А может, скажем, любящий муж, взять свою беременную супругу, отвести к гомеопату? То есть, увидев, что что-то не так происходит, опять же с эмоциональной сферой, там какие-то беспричинные слезы, может быть тревога какая-то родилась, он может так ее взять под локоточек отвести к доктору?
В.Назарова
— Если она согласна, понятное дело.
С.Бакалеева
— То есть, если не упирается совсем?
В.Назарова
— Если не упирается, ну надо так поставить дело, чтобы она восприняла это, как заботу, как проявление внимания, я думаю, что она не откажется. Но только смотрите…
С.Бакалеева
— Потому что беременные сами по себе иногда могут не отследить этого состояния и не обратиться за помощью.
В.Назарова
— Иногда, я с этим встречалась, женщина молчит на приеме – рассказывает муж, или рассказывает мама.
С.Бакалеева
— Это хорошо, или плохо?
В.Назарова
— Это ни хорошо и ни плохо, если женщина стесняется…
С.Бакалеева
— Ну, то есть, это не искажает картину для гомеопата?
В.Назарова
— Лучше, если бы она говорила сама. Но знаете, если она настолько стеснительна, что не может о себе рассказать, то пусть расскажет муж. А ее стеснительность будет воспринята, как симптом – отлично, прекрасно. Мы просто видим…
С.Бакалеева
— То есть, ее молчание тоже будет красноречивым?
В.Назарова
— Конечно, мы наблюдаем жизнь такой, как она есть, нам чем натуральнее человек, тем лучше. Пусть уж она лучше стесняется, чем делает вид, что не стесняется.
С.Бакалеева
— А вот Вы сказали: «Чем натуральнее, тем лучше», - может быть прием обычно вообще проводится дома у пациента, или в кабинете? Дом то сам по себе более натуральный.
В.Назарова
— Ну да, если вам удастся заполучить к себе гомеопата домой.
С.Бакалеева
— Обычно это не принято?
В.Назарова
— Они обычно очень заняты, но порой ездят и по домам, конечно. Но это не зависит, поверьте, того, что доктор наблюдает в кабинете, того, что, допустим мама рассказывает о ребенке и того, что ты можешь заметить при осмотре тела, порой достаточно. Потому что тело не лжет, тело никак не солжет, если солжет человек, не солгут его глаза, не солжет его тело. Ты видишь, что он говорит одно, а по его позе, по его речи, по его виду ты понимаешь, что там что-то другое. Поэтому, очень хорошо, чтобы гомеопат был врачом, потому что врачи все-таки знают, как осматривать тело и как трактовать эти телесные симптомы.
С.Бакалеева
— Скажите, пожалуйста, шарики вот эти самые гомеопатические покупают в специальных аптеках, да?
В.Назарова
— Да.
С.Бакалеева
— А есть же какие-то препараты на которых написано «гомеопатические» в самых обычных аптеках, у них есть определенные названия, там они даже как-то рекламируются, это та же самая гомеопатия?
В.Назарова
— Отличный совершенно вопрос, замечательный. В свете того, что гомеопатия есть лечение подобного подобным, похожие болезни, гомеопатическое лечение может быть, гомеопатический подход может быть, гомеопатического лекарства быть не может. Поэтому гомеопатическим лекарство априори быть не может. Гомеопатическим оно является по отношению к вам, вашему ребенку, дяде Васе, еще кому-то, в случае, если оно соответствует закону подобия. То, что написано на коробочке – это маркетинг просто, гомеопатия популярна, вот вам «эко», «био», «гомеопатия» и все такое. Поэтому, вы можете, в случае, если вы не владеете гомеопатией, нет врача-гомеопата, вы покупаете пузыречек на котором написано «От простуды», «От аденоидов», «От ангины» и даже, знаете, большинству поможет, потому что там находятся препараты, которые помогают большинству людей в этом случае. И просто там нашелся препарат, который гомеопатичен вашему нынешнему состоянию, вот и все.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Вероника, у нас в гостях была Вероника Назарова – семейный врач, гомеопат, автор и ведущий цикла лекций «Домашняя гомеопатия». Всего хорошего, до свидания!
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России
Евгений Столица. «Снятие колоколов»
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Виктор Зарубин. «Небесный простор»
— Славный в Архангельске музей. И название какое звучное — «Художественная культура Русского севера»! Всякий раз стараюсь сюда прийти, когда приезжаю из Москвы к родителям. Любуюсь картинами и думаю — а ведь я тоже мог бы стать художником!
— Ты рисуешь, Алёша? Я не знал.
— В юности рисовал, и неплохо, между прочим. Я художественную школу окончил, в Суриковский институт в Москву собирался поступать. Но родители настояли на Политехническом.
— Удивительно, что ты говоришь об этом возле картины Виктора Зарубина «Небесный простор». У художника в жизни была в точности такая же ситуация.
— Правда? А расскажи? Я ничего не знаю о нём.
— Да, Зарубин малоизвестен, к большому сожалению. Он родился в Харькове в 1866 году в семье профессора. С детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на физико-математический факультет Харьковского университета. Получив образование, служил чиновником в Казённой палате — губернском отделении министерства финансов.
— Однако, про картину «Небесный простор» не скажешь, что её написал дилетант. В ней чувствуется мастерство. Две трети полотна занимает закатное небо, и ты посмотри, какая игра красок — жемчужно-серые облака тонут в золоте последних лучей, кое-где проглядывает бледная лазурь.
— И всё это великолепие отражается в реке, сливается с ней. Над водой на высоком скалистом берегу стоит маленькая церквушка. А у подножия холма сидит на камне седой монах с книгой в руках... Не картина, а поэма без слов.
— Как же Зарубину удалось написать такое, если он был далёк от искусства?
— Нет, о живописи Виктор Иванович никогда не забывал. Работая финансистом, он посещал студию рисования. А в какой-то момент решил, что не может больше совмещать работу и творчество, подал в отставку и отправился в Париж.
— А почему в Париж?
— Брать уроки живописи в частной школе. За три года во Франции Зарубин многому научился. А по возвращении поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Его наставником стал Архип Куинджи. Пожалуй, именно он помог Виктору раскрыть талант в полной мере.
— А «Небесный простор» Зарубин написал по окончании училища?
— Да, это 1911 год. Художник уже не только образование получил, но и звание академика живописи.
— Молодец Виктор Зарубин! Исполнил своё призвание! Я вот, видишь, не решился. А может быть, воля Божья обо мне была такова, чтобы я стал художником...
— Возможно, Лёша. Но всё-таки воля Божья не в том, чтобы быть человеку художником или инженером.
— А в чём?
— В том, чтобы в любой ситуации поступать по-христиански, соблюдать евангельские заповеди. А стезю в жизни мы вольны выбирать любую.
— Свобода с небольшим ограничением?
— Божьи заповеди — это не ограничение, а ориентир. Вот как на картине Виктора Зарубина «Небесный простор». Бескрайняя жемчужная ширь манит в полёт. А церквушка на высокой горе — словно маяк, который не даст сбиться с пути.
— Хороший образ, понятный и выразительный! И что самое главное — обнадёживающий!
Картину Виктора Зарубина «Небесный простор» можно увидеть в Архангельске, в музее «Художественная культура Русского Севера».
Все выпуски программы: Краски России