Озеро Валдай называют иногда Новгородским Байкалом. Это чистейший водоем площадью почти двадцать километров. Цепь островов разделяет его водную гладь на два плёса. Самый большой остров – Рябиновый. Такое название ему дано не случайно – здесь действительно растет много рябины, и туристическая тропа длиной полтора километра, на которой оборудованы площадки для отдыха, ласково именуется «Рябинушкой». Сюда приезжают порыбачить, набрать грибов и ягод, позагорать на песчаных пляжах.
Рябиновый соединен горбатым мостиком с островом Сельвицким. Про этот живописный кусочек суши еще патриарх Никон сказал: «Не велик, но зело прекрасен» и предложил царю Алексею Михайловичу устроить здесь монастырь. И в 1953 году на Сельвицком острове были поставлены две деревянные церкви, которые, к сожалению, не сохранились до наших дней.
А вот Успенский собор, также построенный по распоряжению патриарха Никона, и сейчас украшает собою монастырский ансамбль. Этот огромный белый с красным орнаментом храм внутри при дневном освещении как будто пронизан светом. Такой эффект достигнут благодаря тому, что на трех стенах расположено по три больших окна, и барабаны пяти куполов имеют по нескольку оконных проемов.
В советские годы церковь существенно пострадала, и только в 2008 году после многолетней реставрации патриарх Алексий Второй освятил престол собора в честь Иверской иконы Богородицы. Успенский собор был переименован в Иверский неспроста – одноименная чудотворная икона была привезена в обитель с Афона еще во время патриаршества Никона и много веков считалась хранительницей монастыря. На западной стене собора сохранилась фреска, которая запечатлела, как патриарх Никон с братией встречают Иверскую. После революции икона пропала, и только в 2008 году вернулась в обитель.
В соборе была утрачена значительная часть настенной росписи, многое не удалось восстановить. Поэтому художникам-реставраторам пришлось создавать новые композиции, сохраняя старинные стилистические и технологические особенности. И теперь на одной из стен можно увидеть фреску, на которой изображено событие 2008 года - патриарх Алексий Второй с братией встречают чудотворную Иверскую икону.
На территории монастыря сохранилось еще несколько храмов семнадцатого века, каждый из них по-своему уникален. Информацию об этих церквях можно почерпнуть в монастырском музее, который посвящен истории обители и роли патриарха Никона в ней.
Валдайский Иверский Богородицкий монастырь расположен в десяти километрах от города Валдая, который стоит на трассе Москва – Санкт-Петербург. Проходит через Валдай и железнодорожная ветка. А от Валдая до обители лучше всего доплыть на теплоходике – за тридцать рублей вы не только быстро доберетесь до места, но и налюбуетесь на озерные пейзажи.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 118 зач., XV, 17-29.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что сделать для того, чтобы не тратить время своей жизни впустую? Чтобы та работа, которую мы выполняем, не была тщетной, а результаты нашего труда были максимально полезными и долговечными? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 15-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 15.
17 Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,
18 ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.
20 Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,
21 но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.
22 Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.
23 Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам,
24 как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.
25 А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым,
26 ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.
27 Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.
28 Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию,
29 и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.
«Я всего лишь орудие в руках Бога, всё, что я сделал для проповеди Евангелия, на самом деле совершено силою Иисуса Христа» — так говорит о себе апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке. В чём же тогда была заслуга апостола? А в том, что он предоставил себя Богу целиком и безусловно. Он выразил готовность действовать так, чтобы о Христе узнало как можно больше людей. Более того, он начал совершать конкретные поступки для того, чтобы воплотить этот план в жизнь.
При этом мы видим, что Павел — не безвольная марионетка в руках Творца. Бог не даёт ему конкретные инструкции, которые апостол должен совершить против своей воли. Господь предоставляет ему полную свободу действий. Вот и сегодня мы видим, как Павел делится с адресатами своими планами. У него есть горячее желание идти с проповедью в Испанию. В то время этот регион переживал свой рассвет. Поэты Лукан и Марциал, выдающийся ритор и учитель красноречия Квинтилиан, великий философ-стоик Сенека — все они были испанцами. Вероятно, апостол представлял себе, что проповедь в этой стране принесёт христианской Церкви огромную пользу. И действительно, со временем Испания стала одним из оплотов веры Христовой.
Посетил ли апостол Испанию или нет, неизвестно. Существуют разные точки зрения на эту тему. Однако если следовать Писанию, его планам не было суждено сбыться. В Иерусалиме, куда он направлялся, началась та цепочка событий, которая в итоге привела к аресту апостола, его отправке в Рим, а там к его длительному заключению и мученической смерти. Иными словами, у Бога были другие планы.
Для нас всё это может послужить прекрасной иллюстрацией того, что великие события происходят тогда, когда человек, подобно апостолу Павлу, полностью отдаёт себя в распоряжение Божие. В нашем случае — проявляет желание и готовность на ежедневной основе искать волю Бога и во всех своих делах воплощать евангельские заповеди по отношению к окружающим людям. Одним словом, мы перестаём думать, что мы можем сделать для себя, но больше начинаем заботится о том, что Бог может сделать через нас для других. Сумеем ли мы при таком подходе воплотить в жизнь всё, что задумали? Не обязательно. Но лишь одно можно сказать наверняка. Всё то, что мы сделаем с мыслью о Творце, будет добротно и надёжно. Всё это послужит на пользу нам и тем людям, которые нас окружают.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия В.С. Соловьева». Алексей Козырев

У нас в студии был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Мы говорили о русском религиозном мыслителе 19го века Владимире Сергеевиче Соловьёве, в частности о его размышлениях о любви, Богочеловечестве Иисуса Христа и об Апокалипсисе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Вениамин Петроградский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и служении священномученика митрополита Вениамина Петроградского, арестованного и расстрелянного в 1922 году.
Владыка Вениамин был одним из ярчайших и самых уважаемых церковнослужителей Русской Православной Церкви в начале 20-го века. Он пользовался огромным авторитетом даже среди рабочих, не раз встававших на его защиту перед новой советской властью. Владыка Вениамин активно участвовал в организации сбора помощи голодающим, много делал на благо Церкви и людей в то непростое время. Но всё равно, по доносу он был арестован и расстрелян.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер