
Фото: Thomas Bishop/Unsplash
Знаменитый литературный герой, сыщик Шерлок Холмс, долгое время боролся с лидером преступного мира -профессором-математиком Мориарти. Распутывая очередное преступление Мориарти, Холмс восхищался изощрённостью ума этого злодея. Детектив сравнивал Мориарти с пауком, находящимся в центре своей паутины и реагирующим на малейшие её движения.
Мы не просто так вспомнили о пауке и паутине. Этот довольно популярный в литературе образ встречается не только в романах Артура Конан Дойля, но и в Библии. А именно — в псалме 89-м. Царь и пророк Давид пишет: «Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом, лета наша яко паучина поучахуся». Этот текст был написан во время, когда Давид достиг преклонных лет. Обернувшись назад и созерцая прожитые годы, он с сожалением констатирует: «Количество дней наших оскудело, они прошли перед лицом гнева Божьего. Годы наши похожи на паутину». Это очень яркий и понятный образ. Царь Давид сравнивает человеческую жизнь с паутиной. Не в зловещем смысле, как это делал Шерлок Холмс, а наоборот — в качестве символа хрупкости, недолговечности. Судите сами, паук тратит огромное количество усилий, жизненной энергии, чтобы сначала сделать паутину, а затем сплести из неё сеть. Однако стоит подуть ветру или кому-то взмахнуть рукой, как весь этот труд во мгновение ока исчезает, ломается. Также бывает и с человеком — он усердно заботится об условиях своей жизни, организовывает себе комфорт, но приходит болезнь, смерть и всё рассыпается, разваливается — словно паутина.
Итак, запомним, что церковнославянское выражение из 89-го псалма «лета, яко паучина поучахуся» переводится на русский язык как «годы похожи на паутину» и служит для обозначения быстротечности времени.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема