
Фото: Ioann-Mark Kuznietsov/Unsplash
Чтение хороших, добрых книг способно исцелять, — в этом совершенно уверен писатель Николай Назаркин. По профессии он — библиотерапевт, то есть, специалист, который умеет оказывать. психологическую помощь и поддержку с помощью правильно подобранных литературных текстов. Но главное — Николай Назаркин и сам пишет такие тексты. Его книги, как не раз справедливо отмечали и критики, и читатели, заражают любовью к жизни, учат радоваться простым вещам и помогают мудрому и спокойному отношению к трудностям. Недаром за повесть под названием «Изумрудная рыбка» — писатель получил Малую Национальную детскую литературную премию «Заветная мечта».
Впрочем, свою книгу Николай Назаркин написал не только для детей. И об этом он прямо говорит в предисловии к повести, у которой, кстати, есть подзаголовок — «Палатные рассказы». «Изумрудная рыбка» — это история о детях, проводящих в больнице большую часть своей жизни. Для них обследования, процедуры, уколы и капельницы — привычная обыденность, а нянечки, медсёстры и соседи по палате — почти что семья.
Казалось бы, таких ребят можно только пожалеть. Но главный герой книги Коля Кашкин, от лица которого ведётся повествование — рассказывает читателям увлекательные, захватывающие и смешные истории! В них столько задора, юмора, стремления жить и радоваться каждому новому дню, что на второй план отступают процедурные с холодным кафелем и коридоры, наполненные запахом лекарств.
Герои повести — ребята с тяжёлыми заболеваниями, передвигающиеся на инвалидных колясках или вообще прикованные к кроватям — поражают умением принимать жизнь такой, как она есть, и верить в лучшее. А ещё — способностью остро чувствовать малейшую ложь и фальшь, и понимать, что в жизни они не помогают, а наоборот, только всё портят. Как раз об этом — рассказ «Изумрудная рыбка», наверное, неслучайно давший название всей книге. Мальчишки плетут из трубочек капельницы рыбку и хотят её раскрасить. Но для этого нужна зелёнка, которую просто так медсестра им, конечно, не даст. Один из ребят всё же находит способ достать пузырёк. Но позже выясняется, что заполучить зелёнку ему удалось с помощью обмана. И ярко раскрашенная рыбка почему-то сразу тускнеет в глазах ребят...
Николай Назаркин не упоминает о том, что его повесть «Изумрудная рыбка», по сути, автобиографичная, а ведь это именно так — почти всё своё детство автор провёл в больнице, сражаясь с тяжёлым недугом. Поэтому он знает, о чём говорит, когда убеждает читателей, что любовь к жизни не зависит от обстоятельств, и каждый новый день даётся человеку не напрасно.
Теплые воспоминания. Яна Юревич
Не так давно я переживала непростую жизненную ситуацию. Было много всего, что лишало сил и веры в будущее. И в какой-то момент так навалилось чувство безысходности, что я, идя по улице и обдумывая всё это, не справилась с нахлынувшими эмоциями и разрыдалась. И начала молиться. Рыдая, я просила Бога дать мне сил пережить трудности, просила о поддержке, о помощи. Из сердца рвались слова: «Господи, ты видишь, как я слаба и беззащитна, мне так нужна Твоя поддержка!». Постепенно я успокоилась. Слезы высохли. И на сердце стало чуть легче. А на следующий день я получила ответ на свои просьбы.
Нужно сказать, последние несколько лет я активно занималась фотографией. Так что страница, которую я веду в одной из социальных сетей была заполнена моими работами. И вот, после такого эмоционального обращения к Богу, я получила сообщение от незнакомого человека. В сообщении говорилось, что у меня хорошие фотографии, и мне нужно их побольше выкладывать. Мы разговорились. Обсудили интересные места Подмосковья. Поговорили о чем-то ещё. При этом всё время нашего общения у меня было чувство, что мы знакомы давно. И только спустя некоторое время я обратила внимание на одну деталь.
Вместо фамилии у этого человека на странице было указано отчество. И оказалось, что его имя и отчество полностью совпадало с именем и отчеством моего дедушки, которого не стало больше десяти лет назад. Я вспомнила дедушкину улыбку, с которой он смотрел на меня, забавные прозвища, которые он мне давал, когда я была маленькой, как на летних каникулах рано утром мы ездили с ним на рыбалку. Вспомнила дедушкину мастерскую, в которой я так любила перебирать и разглядывать разные инструменты. И столько тепла возникло в сердце. Эти воспоминания согрели меня и я почувствовала, что все мои проблемы разрешимы. И, конечно, меня переполнила огромная благодарность Богу за то, как Он меня поддержал в трудный момент моей жизни.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Стружка. Алёна Боголюбова
Недавно слушала беседы епископа Василия (Родзянко). И очень мне понравилась одна метафора, которую он использовал. Владыка сказал: «Человек без молитвы, без Бога, похож на стружку».
Я удивилась. Что за образ?! В каком смысле? И дальше восхитилась идеей владыки!
«Стружка скручивается вокруг себя самой, — объяснял он — а внутри нее — пустота».
А ведь как точно! Последние годы весь интернет, телевидение, радио, печать полны рассуждений о том, как нужно любить себя. Как нужно верить в себя. Как нужно пестовать себя!
Я слушаю это, и кажется, что рекомендации схожи с методикой барона Мюнхгаузена — вытащить себя самому за волосы из болота.
Ну как?
Мне кажется, суетиться вокруг себя, заботиться бесконечно о себе — это какая-то утомляющая шумная пустота.
Все имеет смысл, когда в центре есть Бог! Мы созданы Им и без Него способны только сворачиваться вокруг своей самости, действительно, как стружка вокруг воздуха. И вес у нее — ничтожный. Вспомните, что было сказано царю Валтасару: «Ты взвешен на весах и найден слишком легким».
Вот и мы, не носящие Бога в сердце, не творящие молитву непрестанно, становимся легковесными, пустыми и почти мертвыми, как срезанная с дерева тонкая полоска — та самая стружка.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Сладкая молитва. Алёна Боголюбова
Однажды на проповеди священник наставлял, как должно молиться христианину. И рассказал такую историю: один монах пришёл в гости к другому. Не долго побеседовав, они решили почитать псалтирь.
Ближе к утру монахи осознали, что прошло много часов. Что они не спали и не ели. Как сами сказали: «было сладко в молитве настолько, что время не ощущалось».
Я тогда подумала, что это непостижимо для меня — ощущать сладость от такой продолжительной молитвы.
Мне лично тяжело выстаивать церковные службы. А о том, чтобы дома взять псалтирь и несколько часов читать, я даже и не задумывалась.. Но как-то же нужно понять, поймать это ощущение. Или это не ощущение, а состояние. Молитвенное, правильное.
И вот однажды в храме на Литургии, во время Евхаристического канона я сосредоточилась на пении канона и размышлении о том, что в данный момент на престоле хлеб и вино наитием Святого Духа претворяются в истинные Тело и Кровь Христовы. Здесь и сейчас действует Дух Святой! Я и мыслями, и чувствами погрузилась в эту церковную молитву. Помню, читала у Владыки Василия (Родзянко), что, приходя на Литургию, участвуя в ней, мы попадаем в Царство Небесное. Тогда я восприняла эту мысль, как теорию. Но сейчас это стало ощутимым!
Подошло время Причащаться. Я причастилась святых Тайн Христовых. Потом настал черед проповеди. И слова батюшки проникали глубоко в сердце. Поцеловала крест. Закрылись Царские врата. Я вышла на улицу. Что чувствовала? Сладость! Не ощущала ни времени, ни усталости. Только радость от нового опыта молитвы!
Хотелось благодарить и благодарить Бога за этот опыт погружения в молитву всем бытием.
Наконец поняла, при каком душевном устроении пропадает это понятие «выстаивать службы». Конечно, стоять и полтора часа обдумывать, отвлекаясь на бытовые темы не просто. А ведь именно эти размышления роились у меня в голове на службах в Церкви. Увы.
Но теперь я буду искать этого нового ощущения, этой сладости молитвы! Я осознала, как это бывает!
Господи, благодарю! Помоги сохранить этот дар молитвы! Он прекрасен!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение











