В ста восьмидесяти километрах от столицы Македонии расположен небольшой туристический городок Охрид. Сегодня в этом уютном уголке на берегу озера мало что напоминает о великом прошлом. Именно в этих местах в начале десятого века трудились ученики святых просветителей Кирилла и Мефодия. В числе самых преданных последователей словенских братьев был Горазд Охридский или как его еще называют Горазд Болгарский.
Святой Горазд по происхождению был славянином. Он получил хорошее образование в латинской школе. Кирилл и Мефодий очень любили своего ученика за его крепкую веру и доброе сердце. Горазд много помогал святым братьям в деле просвещения народ Великой Моравии. Эта держава была родиной святого Горазда. В годы своего расцвета Великоморавское государство включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также часть Польши и Украины.
Прекрасно знавший греческий, латинский и славянский языки, Горазд трудился над переводами духовных книг и, конечно же, учительствовал. Позже Горазд удостоился быть в числе тех, кого Кирилл и Мефодий взяли с собой в Рим для посвящения в духовный сан.
Горазд Охридский был очень предан делу просвещения и разделил со святыми братьями Кириллом и Мефодием многие тяготы миссионерского служения. Когда Мефодия несправедливо заключили в одну из немецких тюрем, Горазд не оставил своего духовного наставника. Заключение длилось три года.
Согласно церковному преданию, перед смертью святого Мефодия верные ученики спросили его: «Кого избираешь ты, отец и учитель наш, продолжателем твоего дела?» Святой, указывая на Горазда, отвечал им: «Этот из ваших краев, муж образованный, хорошо разбирается в латинских книгах и праведный». И после кончины святителя Мефодия Горазд стал его преемником на Моравской кафедре.
В Моравии просветителям-славянам противостояла сильная латино-немецкая группа миссионеров. Деятельность Горазда не получила одобрения и у папы Римского, который запретил богослужение на славянском языке, а противящихся предписывал изгнать из страны. В итоге Горазд Охридский был заключен в темницу, где провел почти три месяца, претерпев жестокие истязания. Впереди святителя ожидало прощание со своим отечеством. Изгнанный из Моравии, славянский просветитель Горазд нашел приют в Болгарии. Его с честью принял князь Борис, в крещении Михаил, который стремился к просвещению своего народа. В Болгарии Горазд продолжил свою миссионерскую деятельность. Святитель Горазд Болгарский скончался около 896-го года. Его мощи почивают в монастыре близ города Берат, ныне это территория Албании.
На иконах равноапостольный Горазд Болгарский изображается старцем с длинной окладистой бородой в епископском облачении и непременно с Евангелием в руках.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер