Даже далекий от музыки человек знает об американской премии «Грэмми», самой престижной во всем мире награде за достижения в области музыки. «Грэмми» для музыкальной индустрии фактически то же самое, что «Оскар» в сфере кинематографа. Премия «Грэмми» была основана 14 марта 1958 года и с тех пор обладание ею является показателем успеха и признания со стороны мирового музыкального сообщества. Кажется удивительным, но в 2014 году премию «Грэмми» в категории «Лучшее хоровое исполнение» за диск с русскими богослужебными песнопениями получил американский хор «Консприраре». «Консприраре» — латинское слово, которое переводится как «совместное дыхание», что отражает стремление хора к единодушному и слаженному исполнению различных произведений. Хор «Конспираре» был образован в 1991 году в городе Остен, столице штата Техас. Его бессменный руководитель Крейг Джонсон всегда стремился подобрать для своего коллектива музыкальный материал самого высокого уровня.
Этим и был обусловлен тот факт, что сорокaдвухголосный хор, который состоит из ведущих исполнителей со всех Соединенных Штатов, стал уделять немало внимания богослужебным песнопениям Русской Православной Церкви. Несколько лет назад хор исполнил монументальное «Всенощное бдение» Рахманинова. Интерес, вызванный работой над произведением, побудил коллектив глубже окунуться в русский хоровой репертуар. У Крейга Джонсона появилась идея записать диск, на котором были бы собраны богослужебные произведения русских композиторов начала двадцатого века. За консультацией он обратился к доктору музыкальных наук, Владимиру Морозану, основателю и владельцу американского нотного издательства «Musica Russica», который уже более 30 лет занимается собиранием и переизданием шедевров русской православной духовной музыки. Морозан составил программу произведений для диска, затем отработал с певцами церковно-славянское произношение и манеру исполнения. Вскоре диск был записан. Его программа была выстроена примерно в том виде, в котором служба пелась бы в крупном русском соборе в начале 20 века. Интересно, что значительная часть записанных американских хором произведений остается неизвестной и редко исполняется в России по причине утраты нотных рукописей в годы революции. Несколько произведений, записанных на диске, являются мировыми премьерами, они были исполнены впервые за сто лет после своего создания.
Интересно, что большая часть певцов хора «Консприраре» являются неправославными христианами. Для них запись диска стала первым опытом знакомства с Православием. Тем не менее, при прослушивании альбома прекрасно ощущается, что американские певцы используют не только свое вокальное мастерство, но и подходят к исполнению с серьезной душевной сосредоточенностью и внутренней самоотдачей. Когда коллективу вручали премию «Грэмми» руководитель «Конспираре» Крейг Джонсон поблагодарил все тех, кто помогал хору в записи православных песнопений и выразил надежду, что получившийся диск поможет созданию «мостов» между Россией и Америкой, посредством познания истинного «священного духа» России. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал об американском хоре «Конспираре» и полученной им престижной премии «Грэмми» за исполнение православных песнопений. В заключение мы имеем возможность послушать одно из этих произведений в исполнении хора «Конспираре». Вашему вниманию предлагается песнопение «Заповеди блаженства». Композитор Владимир Мартынов, исполняет хор «Конспираре».
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.