Говорят, книгу нельзя "встречать по обложке": есть вероятность поддаться на какой-нибудь заманчивый заголовок, а в результате сильно обмануться в ожиданиях. И все-таки бывают книги, от одного названия которых уже веет каким-то успокаивающим теплом и добротой, и это ощущаешь скорее сердцем, чем рассудком. Именной такой книгой, без всякого сомнения, можно назвать сборник произведений Сергея Тимофеевича Аксакова "Добрый день Степана Михайловича".
Классик литературы девятнадцатого века, современник Пушкина и Гоголя, Аксаков в последнее время издаётся, увы, довольно редко. Поэтому совсем не удивительно, что книга, вышедшая в известной литературной серии Издательства Сретенского монастыря "Библиотека духовной прозы", с успехом раскупается как в книжных магазинах, так и в интернете.
Главное место в сборнике произведений Сергея Аксакова "Добрый день Степана Михайловича" занимают отрывки из его знаменитой "Семейной хроники". Собственно, и своё заглавие книга получила по названию одного из них. Степан Михайлович Багров - это дед писателя - человек со сложным характером: строгий, не всегда справедливый, но всё-таки несмотря ни на что по-настоящему добрый. Он является центральной фигурой мемуаров, вокруг него вращается вся вселенная предков Аксакова. Это он перевез всё свое семейство из ставшей ему тесной вотчины в Симбирской Губернии на необъятные просторы плодородных башкирских степей. С красочных, как будто живых, картин природы этого тогда еще нетронутого края, начинается завораживающее повествование "Семейной хроники".
По мере развития действия, героев становится всё больше и больше; почти о каждом, даже о самом второстепенном, писатель стремится сказать хотя бы несколько слов, а о некоторых рассказывает длинные и увлекательные истории. Например, о двоюродной сестре Степана Михайловича, Прасковье, не побоявшейся восстать против собственного мужа, когда случайно узнала о его до крайности жестоком обращении с крестьянами. Такую не свойственную тому времени эмансипацию даже сам суровый Степан Михайлович весьма одобрил.
Обилием отступлений модель повествования очень напоминает современный гипертекст с перекрёстными ссылками. Или - ящики большого комода, в каждом из которых спрятано что-то необыкновенное. Но самое главное находится, как всегда, между строк. У Аксакова это - любовь. С любовью он пишет не только о родных, но и просто о современниках: в сборник вошли воспоминания и размышления писателя о Гоголе и Щепкине. А еще в книгу включен знаменитый и всеми любимый "Аленький цветочек" - который, конечно, тоже о любви, о её всепобеждающей и преображающей силе.
А это значит, что обложка нас не обманула: книга Сергея Аксакова "Добрый день Степана Михайловича" действительно именно такая, какой кажется с первого взгляда - светлая, умная и очень добрая.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.