Большой каменный дом со львами на фасаде в Павловске знали практически все. Ещё бы не знать — многим случалось видеть, как из подъехавшей к нему кареты выходили Жуковский или Тютчев. Несколько раз здесь был замечен даже сам Александр Сергеевич Пушкин!
Поэтов и писателей собирала у себя хозяйка дома — графиня Антонина Дмитриевна Блудова. Внучатая племянница великого Державина, женщина с острым умом и тонким интеллектом, она неплохо писала сама, искренне любила русскую литературу и старалась поддерживать тех, кто её создаёт. На званых обедах и ужинах устраивались чтения новых произведений; в непринуждённой обстановке Антонина Дмитриевна помогала литераторам заводить нужные знакомства с издателями и редакторами журналов.
Вот и теперь она сидела за своим изящным бюро, и писала записку: «Если Вы не заняты и не приглашены кем-нибудь другим, сделайте удовольствие приехать завтра к нам обедать ...». Сложив записку, она надписала конверт: Николаю Васильевичу Гоголю.
Современники вспоминали, что Гоголя графиня Блудова ценила особенно высоко, и что его творчество оказало на Антонину Дмитриевну сильное влияние. Она много размышляла над гоголевскими «Выбранными местами из переписки с друзьями», пропитанными поистине евангельским духом. Так светская львица, блиставшая в высшем обществе, постепенно превратилась в столь же яркую звезду на небосклоне благотворительности. В тысяча восемьсот шестьдесят третьем году Антонине Дмитриевне было пожаловано высшее женское придворное звание камер-фрейлины. А через год скончался её отец, граф Дмитрий Николаевич Блудов. Это печальное событие стало поворотным в жизни графини — она решила оставить придворные обязанности и светскую жизнь ради дела, о котором задумывалась уже давно.
Мечтою графини было соединить в благотворительности христианское милосердие и просветительскую деятельность. Эту мечту она воплотила, основав в городе ОстрОге на ВолЫни православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В уставе Братства, утверждённом с благословения митрополита Филарета Московского, говорилось, что оно видит своей целью бескорыстную христианскую помощь церквям города Острога и близлежащих сёл, а также их прихожанам. Кроме этого, Братство намеревалось обучать детей и взрослых Закону Божию, грамоте, письму и счёту.
Чтобы приобрести здание для Братства, Антонина Дмитриевна продала свои фамильные драгоценности. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году там открылась братская библиотека. В этом же году началось строительство церкви. Благодаря энтузиазму графини Блудовой, среди жертвователей на строительство храма оказалась сама императрица Мария Александровна и первые вельможи государства, такие как Шереметевы и Голицыны.
Почти одновременно при Кирилло-Мефодиевском братстве заработали начальная школа и приготовительное женское училище. Через год был открыт странноприимный дом для богомольцев, следующих в Почаевскую Лавру. Стараниями Антонины Дмитриевны, вкладывавшей в своё детище практически все доходы, и привлекавшей большое количество жертвователей, Братство быстро развивалось и успешно реализовывало свою главную цель — воспитывало просвещённых христиан и оказывало помощь нуждающимся. Буквально за несколько лет Братством в Остроге были открыты лечебница для бедных и школа для крестьянских детей.
Писатель Андрей Муравьёв, посетивший Острог в тысяча восемьсот семьдесят первом году, оставил в одном из своих произведений восторженный отзыв о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и графини Антонины Блудовой: «Вот что смогла сделать из ничего благочестивая ревность!» — писал он.
Графиня скончалась в тысяча восемьсот девяносто первом году. Все свои оставшиеся деньги она завещала Братству. На них в Остроге были открыты ещё два училища, которым присвоили имя Антонины Дмитриевны Блудовой.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.