
Фото: John Morgan/Unsplash
Большой каменный дом со львами на фасаде в Павловске знали практически все. Ещё бы не знать — многим случалось видеть, как из подъехавшей к нему кареты выходили Жуковский или Тютчев. Несколько раз здесь был замечен даже сам Александр Сергеевич Пушкин!
Поэтов и писателей собирала у себя хозяйка дома — графиня Антонина Дмитриевна Блудова. Внучатая племянница великого Державина, женщина с острым умом и тонким интеллектом, она неплохо писала сама, искренне любила русскую литературу и старалась поддерживать тех, кто её создаёт. На званых обедах и ужинах устраивались чтения новых произведений; в непринуждённой обстановке Антонина Дмитриевна помогала литераторам заводить нужные знакомства с издателями и редакторами журналов.
Вот и теперь она сидела за своим изящным бюро, и писала записку: «Если Вы не заняты и не приглашены кем-нибудь другим, сделайте удовольствие приехать завтра к нам обедать ...». Сложив записку, она надписала конверт: Николаю Васильевичу Гоголю.
Современники вспоминали, что Гоголя графиня Блудова ценила особенно высоко, и что его творчество оказало на Антонину Дмитриевну сильное влияние. Она много размышляла над гоголевскими «Выбранными местами из переписки с друзьями», пропитанными поистине евангельским духом. Так светская львица, блиставшая в высшем обществе, постепенно превратилась в столь же яркую звезду на небосклоне благотворительности. В тысяча восемьсот шестьдесят третьем году Антонине Дмитриевне было пожаловано высшее женское придворное звание камер-фрейлины. А через год скончался её отец, граф Дмитрий Николаевич Блудов. Это печальное событие стало поворотным в жизни графини — она решила оставить придворные обязанности и светскую жизнь ради дела, о котором задумывалась уже давно.
Мечтою графини было соединить в благотворительности христианское милосердие и просветительскую деятельность. Эту мечту она воплотила, основав в городе ОстрОге на ВолЫни православное братство во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В уставе Братства, утверждённом с благословения митрополита Филарета Московского, говорилось, что оно видит своей целью бескорыстную христианскую помощь церквям города Острога и близлежащих сёл, а также их прихожанам. Кроме этого, Братство намеревалось обучать детей и взрослых Закону Божию, грамоте, письму и счёту.
Чтобы приобрести здание для Братства, Антонина Дмитриевна продала свои фамильные драгоценности. В тысяча восемьсот шестьдесят пятом году там открылась братская библиотека. В этом же году началось строительство церкви. Благодаря энтузиазму графини Блудовой, среди жертвователей на строительство храма оказалась сама императрица Мария Александровна и первые вельможи государства, такие как Шереметевы и Голицыны.
Почти одновременно при Кирилло-Мефодиевском братстве заработали начальная школа и приготовительное женское училище. Через год был открыт странноприимный дом для богомольцев, следующих в Почаевскую Лавру. Стараниями Антонины Дмитриевны, вкладывавшей в своё детище практически все доходы, и привлекавшей большое количество жертвователей, Братство быстро развивалось и успешно реализовывало свою главную цель — воспитывало просвещённых христиан и оказывало помощь нуждающимся. Буквально за несколько лет Братством в Остроге были открыты лечебница для бедных и школа для крестьянских детей.
Писатель Андрей Муравьёв, посетивший Острог в тысяча восемьсот семьдесят первом году, оставил в одном из своих произведений восторженный отзыв о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и графини Антонины Блудовой: «Вот что смогла сделать из ничего благочестивая ревность!» — писал он.
Графиня скончалась в тысяча восемьсот девяносто первом году. Все свои оставшиеся деньги она завещала Братству. На них в Остроге были открыты ещё два училища, которым присвоили имя Антонины Дмитриевны Блудовой.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











