
Рождение ребёнка - это большая радость, но вместе с тем, серьёзный этап в супружеских отношениях. С какими трудностям чаще всего сталкиваются молодые семьи и как их избежать, расскажет семейный психотерапевт Екатерина Бурмистрова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом драгоценном – о семье и детях и с вами Софья Бакалеева. У нас в гостях семейный психолог Екатерина Бурмистрова. Здравствуйте, Катя!
Е.Бурмистрова
— Здравствуйте, Софья!
С.Бакалеева
— Сегодня бы хотелось такую затронуть неожиданную тему, принято считать, что дети укрепляют семью, а на практике, супруги с маленькими детьми часто охладевают друг к другу и даже, бывает, расходятся. Такие случаи в вашей практике были, вы встречались с такими?
Е.Бурмистрова
— К сожалению, встречалась и гораздо чаще, чем хотела и рассчитывала, начиная консультировать семьи.
С.Бакалеева
— А почему так происходит?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, меня тоже этот вопрос очень занимал, и я даже пошла получать второе образование, чтобы попытаться на него ответить. Первое образование – детский психолог, второе – семейный было получено в связи с тем, насколько часто терпит кризис семья с маленьким ребёнком. В общем да, ответ получен. Дело в том, что у нас в культуре рождение ребёнка позиционируется, как радость. Это и есть радость, но, к сожалению, кроме радости есть ещё много чего, что может отношения супругов сделать не такими… я не говорю, не такими хорошими, просто другими, чем они были до рождения детей. Рождение детей – это тоже системный семейный кризис и как тест, ты его либо проходишь, либо нет. Либо после этого рождения детей, отношения начинают портиться, либо наоборот пара сплачивается и начинает работать, как команда.
С.Бакалеева
— Ну есть какие-то группы риска среди пар?
Е.Бурмистрова
— Да, я бы сказала, что да. Особенно непросто даётся рождение детей следующим категориям граждан, как говорят в заведениях. Во-первых, это пары, которые, как ни странно, очень долго жили уже супружеской жизнью, но без детей. То есть пара со стажем совместной жизни более, чем три года, находится в группе риска. Могу пояснить почему, дело в том, что когда люди живут вдвоём, у них хорошие отношения, складывается определённая система ролей, распределяется внимание, возникают привычки, возникают традиции. Очень часто один из супругов в психологическом отношении становится ребёнком, либо эту нишу занимает домашнее животное. Люди много работают, много ездят, не испытывают финансовых трудностей часто. Складывается такая жизнь и привычка к ней, и за годы совместной жизни эта привычка укрепляется. И тут рождается ребёнок, и всё нужно поменять. Казалось бы, за такое большое время люди так сплотились, и они легко это примут.
С.Бакалеева
— Научились друг друга понимать, доверять.
Е.Бурмистрова
— А вот нет, если эта жизнь была хорошей, то с ней сложно расстаться. И очень часто, кто-то не выдерживает. Я не говорю, что прямо развод, но возникает ухудшение отношений. Сами родители не понимают с чем связано, из-за чего это. Следующая группа риска – это люди, которые наоборот очень недолго вместе. Они поженились уже на фоне беременности, или беременность наступила сразу, тут другая причина – люди притереться не успели. Они как раз не успели договориться, кто будет выносить мусорное ведро, как должен выглядеть тюбик с зубной пастой и множество мелочей таких бытовых, о который действительно нужно договориться, а это просто требует времени. Ещё есть группа риска – это семьи, в которых рождение ребёнка происходит на фоне очень большой тревоги. Часто это бывает после невынашивания, или какой-то проблемной беременности, или если малыш рождается со сложностями по здоровью. Тут вот этот уровень по тревоге, количество переживаний вокруг просто физического здоровья такое, что на отношения сил может совсем не оставаться, на супружеские, на то, чтобы их поддерживать. И это тоже, если не меняется в течение первых 36 месяцев после родов, трёх лет, паре может быть непросто.
С.Бакалеева
— Но даже у этих категорий, у этих супругов есть выходы какие-то, если они осознали, что для них рождение ребёнка стало кризисом?
Е.Бурмистрова
— Вы знаете, рождение ребёнка - кризис почти для всех. Но, вот, не кризис-кризис, ой-ой-ой, какой кошмар, экономический кризис. Кризис – это перестройка, изменения. И суть этого кризиса в том, что людям теперь нужно научиться совмещать две роли – роль родительскую и роль супружескую. До появления детей была только супружеская роль, партнёрские отношения. А теперь эта роль никуда не должна деться, а должно прибавиться огромное количество всего, выполняющих роль родителя. И вот тут особенность нашей русской культуры в том, что эта родительская роль начинает доминировать, вытеснять всё остальное. Возникает знаменитое: «Ты мать, ты должна» и, что если у тебя дети, ты ни на что не имеешь больше права. Как в кино: «Куда в консерваторию, всё, у вас дети, сидите с ними».
С.Бакалеева
— Это старшее поколение обычно?
Е.Бурмистрова
— Это транслирует старшее поколение, да. И, если посмотреть на какие-нибудь фильмы советского периода, то вы там увидите, что как только рождается ребёнок – тяжесть быта, женщину пригибает к земле и больше ничего не остаётся. У нас времена поменялись, сейчас быт совсем не такой тяжёлый, а вот это ожидание к себе применяемое, что как только ребёнок родился, всё остальное должно быть как бы отодвинуто в сторону, оно на женщину сильно влияет. Сейчас у него другой источник, сейчас очень часто родители, женщины становясь мамами начинают читать огромное количество литературы, посвященной воспитанию, развитию, уходу за ребёнком и хотят сделать всё оптимально. Это такой огромный объём того, что нужно делать.
С.Бакалеева
— Ещё и груз ответственности, какой ложится после прочтения всей этой литературы.
Е.Бурмистрова
— Да, возникает ещё, что если ты чего-то не делаешь, то ты такая плохая мама.
С.Бакалеева
— Если к трём годам ребёнок не говорит у тебя по-английски, наверняка ты что-то не так делаешь.
Е.Бурмистрова
— Да, массу ожиданий к самим себе предъявляют родители. А вот этот момент супружеских отношений, он нигде не освещается фактически. Есть даже у психологов такая поговорка, что дети нынче в моде, а отцы нет. Она вроде смешно звучит, но это совершенно не смешно, потому что на практике женщина целиком как бы бухается в эту материнскую роль, а мужу говорит: «Иди погрей себе сосиски». Да, и если это месяц погрей себе сосиски – ничего, три нормально, до года мужья терпят, такие ответственные надёжные мужья, терпят до года. К году начинают протестовать.
С.Бакалеева
— А как может выражаться этот протест?
Е.Бурмистрова
— Да знаете, по-разному, к сожалению, напрямую, так чтобы человек понял, ага, вот уже год жена мне говорит тем или иным образом, пойди свари себе сосиски, во всех областях жизни, так это не звучит. Муж и отец начинает испытывать недовольство, ощущение, что его используют, что на самом деле он не нужен, нужны его руки, чтобы качать ребёнка, или укладывать его спать, нужен его кошелёк, чтобы оплачивать занятия и всякие другие проекты по воспитанию, а он сам как человек не нужен. Возникает подспудное недовольство, выражаться оно может по-разному. Наиболее стандартный ответ таких состоявшихся что ли людей - это уход в работу. Чуть более худший вариант, это уход в экраны, появление экранной болезни.
С.Бакалеева
— Это имеется в виду компьютер?
Е.Бурмистрова
— Компьютер, да, сейчас же огромное количество всего, что можно там в компьютере делать – смотреть, играть, общаться. Ещё более печальный вариант – это появление какой-либо зависимости, ну скажем, пивной алкоголизм. Он вроде алкоголизмом не считается, хотя он тяжелее, чем обычный алкоголизм. То есть, муж и отец ищет себе нишу взамен потерянной в этих отношениях. И только очень редкие мужья понимают, что нужно себе жену возвращать, за эти отношения нужно бороться, что его жена прекрасная мать, но немножечко сместились координаты, её нужно вернуть.
С.Бакалеева
— А что он может сделать? То есть бить тревогу стоит уже, когда ребёнку исполнился год?
Е.Бурмистрова
— Ну, вы знаете, я так считаю, что возвращаться друг к другу, да, и не забывать, что вы не только родители, но и супруги, нужно сразу, как только женщина немножко пришла в себя и начала справляться с материнскими обязанностями. Там ведь стресс от рождения первенца очень большой, целую профессию осваиваешь, когда рождается первый ребёнок, но, обычно, месяцам к трём-четырём, уже женщине становится чуть поспокойнее, проходят колики, возникает какое-то более - менее ощущение уверенности, если у ребёнка нет проблем со здоровьем, что мы говорили в начале. И получается, что с этого момента хорошо уже прямо посвящать друг другу определённое время.
С.Бакалеева
— То есть, просто планировать его.
Е.Бурмистрова
— Не дожидаясь года. Планировать совместное время, планировать, что у вас будет что-то только для двоих, планировать, что это будет хотя бы небольшой, но разговор, что вы не оставите всё, что вам было вместе близко и дорого до родов, ради ребёнка, а что вы наоборот ради ребёнка, ради того, чтобы он рос в нормальной полноценной семье, с двумя родителями, у которых нормальные отношения, вы это будете сохранять. Это просто часто не стоит как задача.
С.Бакалеева
— Конечно, многие мамы боятся даже отлучиться из дома, считая, что она бросает своего ребёнка, даже, если он остается с родным человеком, с бабушкой.
Е.Бурмистрова
— Да, эта такая впиявленнось, признаки избыточного симбиоза эмоционального. Конечно, не стоит ребёнка оставлять очень надолго. Но, если вы оставите его на промежуток между кормлениями и сходите с мужем в кино, в гости, или прогуляться, ребёнок от этого только выиграет, поскольку вы по нему соскучитесь. Они смогут пообщаться с бабушкой, а бабушки и внуки нужны друг другу. Кроме того, вы сможете как бы восстановить и вложить что-то в отношения супружеские, которые так важны. Дело в том, что материнская и отцовская привязанность устроены немножечко по-разному. Привязанность матери к ребёнку, она безусловна. Привязанность отца, она тоже безусловна, но как бы дети не были интересны папам, они готовы участвовать в воспитании детей только при наличии нормальных отношений с женой. А если супружеские отношения охладились, в отношения с детьми будет вливаться то, что не должно вливаться – обоюдные претензии, родители будут делать из ребёнка канат для перетягивания, в общем никто не выиграет. Соответственно отношениям после рождения детей предстоит измениться и на это тоже нужно быть настроенным. То, что придётся сочетать и не то, чтобы делить любовь, делить скорее время для того, чтобы не произошло каких-то тотальных ухудшений, нужно планировать, что вы сделаете друг для друга.
С.Бакалеева
— Наверное, и бабушки могут тоже свою помощь внести именно таким образом.
Е.Бурмистрова
— Да, они могут, но, к сожалению, настрой бабушек далеко не всегда позитивен. И если отпустить куда-то к врачу или на детские занятия бабушка всегда готова, то отпустить в кино или в гости готова только мудрая бабушка, у которой всё сложилось хорошо, и которая понимает, как важно молодым, как бы вдохнуть кусочек такой вот, ну не то чтобы свободы, но чего-то такого.
С.Бакалеева
— То есть в таком случае стоит привлекать других помощников.
Е.Бурмистрова
— Да, если ваша бабушка не относится к разряду мудрых, то стоит привлекать кого-то другого, наёмных помощников на небольшое время для того, чтобы вы могли хотя бы раз в неделю выходить в свет, так сказать. И хочется закончить такой правдивой историей. Во Франции принято супругам, у которых есть дети, три вечера в неделю проводить вне дома. В первый вечер супруги идут и общаются с друзьями или родственниками, с кем-то – общение взрослых со взрослыми. Второй вечер в неделю супруги посещают какое-то культурное мероприятие – концерт, выставка, кино, богослужение – то, что близко семье. Третий вечер в неделю, супруги проводят просто вдвоём – прогулка, ужин в тихом ресторане, сидение дома. И это считается тем, что позволяет отношениям расти, а не увядать. У нас не Франция, совершенно другая обстановка, но я думаю, что хотя бы вечер, хотя бы пару часов, раз в две недели может себе позволить почти каждая семья, просто это надо организовать.
С.Бакалеева
— Спасибо большое, Екатерина. Итак, мы говорили о том, как сохранить супружеские отношения, не только сохранить, но и развить, и улучшить после рождения ребёнка. Будьте бдительны, не забывайте о своей второй половинке. Ведь рождение ребёнка – это прекрасно, но ваш малыш – это всего лишь плод вашей любви.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Псалом 145. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые можно считать своего рода программой христианской жизни: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5:16–18). Этими своими словами святой апостол продолжил мысль, которая впервые была выражена ещё в Ветхом Завете, в частности, в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 145-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Автор псалма призывает не кого-нибудь, а свою душу непрестанно восхвалять Бога. И сам же себе отвечает, что да, он будет это делать, он будет воспевать Бога всё отпущенное ему на земле время. Впрочем, возможно и другое понимание оригинального еврейского текста псалма: как уверение в восхвалении Бога всей своей жизнью. Какой бы из вариантов понимания псалма мы ни предпочли, они оба хороши, и оба позволяют нам задуматься о том, как возможно такое восхваление Бога — до последнего вздоха или же всей жизнью.
Псалом помогает нам с поиском ответа на этот вопрос. Прежде всего, человеку необходимо освободиться от самой нашей главной иллюзии — от надежды на самих себя и на других людей: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения» (Пс. 145:3). Далее псалом продолжил эту мысль, сказав, что люди смертны, а потому они не могут быть основой надежды, а Бог — может.
Да, действительно, надежда на кого-то, кроме Бога, — это то, что лишает нас действенной молитвы, ведь зачем нам молитва, если мы сами способны решить все свои проблемы, если мы сами настолько сильны, что способны стать на место Бога? Человеку свойственно забывать, что в конечном итоге всё решает Бог, а не какие-либо, пусть и самые могущественные люди. Опыт человечества показывает, что наиболее прочные общественные договорённости с течением времени утрачивают свою силу, наиболее влиятельные люди уходят, а покорившие полмира империи внезапно перестают существовать. Но Бог был, есть и будет, а потому каким бы обворожительным в своей блистательной силе ни был окружающий нас мир, о Боге как основе основ забывать не стоит.
Поэтому да, псалмопевец абсолютно прав, «блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его» (Пс. 145:5). Нас может удивить использованная здесь формулировка — «Бог Иаковль». Во-первых, она указывает на то, что речь идёт о Едином Истинном Боге, а не об одном из многочисленных божков языческого пантеона. А во-вторых, такая формулировка говорит о глубокой личной связи с Богом как ещё об одной основе Его восхваления. Бог здесь — не некий безликий абсолют, не непостижимая сила, Бог — близкая человеку Личность, с которой праведник общается так же, как и с любой другой личностью, и такое общение не может надоесть, ведь познавший Бога человек не может не любить Его, а если мы любим, то общение не может ни наскучить, ни надоесть, для общения с Любимым мы всегда найдём время, мы будем жаждать общения с Ним, будем стремиться сделать его непрестанным.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 335 зач., XIII, 17-21.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Крылатое выражение — «незаменимых нет» — несёт на себе зловещий отпечаток, но всё же в чём-то соответствует действительности. В чём? Хотя бы в том, что не нужно из людей делать кумиров. Всё равно ничего не получится. Сама жизнь разобьёт ошибочные представления в пух и прах. А тот, кто поддался искушению возвести человека (пусть и достойного) на почти божественную высоту, потом будет очень горько раскаиваться. О том и рассуждает апостол Павел в отрывке из 13-й главы своего послания к Евреям, что читается сегодня в храмах во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 13.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа,
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
Послание к Евреям, то есть к христианам Иерусалимской церкви, которая первоначально состояла из этнических евреев, было написано апостолом Павлом в связи с печальным событием — гибелью от рук гонителей первого епископа, то есть руководителя, Иерусалимской церкви святого Иакова. Иаков был сводным братом Господа Иисуса Христа, то есть являлся сыном Иосифа Обручника от первого брака. Иаков вёл самый благочестивый образ жизни — и с точки зрения христианства, и с точки зрения иудаизма. Что привело к тому, что Иакова стали именовать «Праведным». Это, впрочем, не помешало врагам Церкви епископа умертвить.
Члены Иерусалимской общины после гибели Иакова впали в самую настоящую панику. Они так восхищались добродетелями своего наставника, что незаметно для себя самих, стали воспринимать его как неповторимого и незаменимого. Конечно, достичь высот праведности Иакова было очень сложно. Но это не означало, что никто в принципе не способен его заменить на посту епископа. Это, во-первых. А во-вторых — не следует забывать очень важную вещь. Церковью руководит не человек, а Бог. И Господь служит тем крепким камнем, на котором Церковь стоит и не разрушится, не исчезнет вплоть до конца света.
Но христиане Иерусалима о том, похоже, забыли. И апостол Павел постарался их и вразумить, и утешить с помощью услышанного нами сегодня послания. Павел, у которого, кстати, с Иаковом имелись некоторые разногласия, признаёт величие праведности покойного, но напоминает читателям, что в Иерусалиме есть другие достойные люди, способные стать преемниками погибшего епископа.
И в завершение Павел просит не забывать о Христе — истинном главе и пастыре Церкви. Апостол пишет: «Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да соделает вас во всяком добре способными к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа». Таким образом, всякий, кто будет хранить единство со Христом, будет в Церкви пребывать. И это касается и мирян, и клириков. Последние же, по мысли Павла, должны помнить, что приводить людей они должны именно к Богу, а не к себе. Никто из священнослужителей не должен поддаваться искушению считать себя наместником Христа на земле. Иначе такой клирик станет жертвой лукавой гордости — погубит и себя, и тех людей, что ему, на свою беду, доверились.
Апостол Павел пишет, как отличить настоящего пастыря от самозванца. Нужно следить за тем, чтобы у священнослужителя имелась добрая совесть и деятельное стремление во всём и всегда вести себя честно. Ровно так же должны поступать и миряне, и о себе ничего лишнего не фантазируя, и из других не делая идолов. Таким образом, апостол Павел призывает нас просить у Господа Бога мудрости, рассудительности, здравомыслия и смирения, чтобы не приписывать ни себе, ни кому-либо ещё чего-то лишнего. Но крепко помнить заповедь Божию: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религия — церковный и светский взгляды». Константин Антонов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Константин Антонов.
Разговор шел о понимании религии через философию и богословие и в чем особенности светского и церковного взглядов на религиозность. Поводом для беседы стал выход книги нашего гостя «Religio et Ratio : Религиозная жизнь и пути ее рефлексивного осмысления», в которой представлен взгляд на соотношение религии и основных форм ее изучения: богословия (теологии), философии религии и светской науки.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер











