В покоях византийского императора Юстиниана было душно, царил полумрак, пахло заморскими лекарствами. Слышалось тяжёлое, прерывистое дыхание больного: смертельный недуг приковал к постели правителя. Все его многочисленные лекари разводили руками: они ничем не могли помочь императору. Оставалась только одна надежда: умирающий Юстиниан начал усердно, со слезами, молиться Богу, прося у Него помощи и спасения. Однажды, задремав от изнеможения, правитель увидел во сне смиренного человека в одежде священника, о котором Юстиниану было сказано, что только он может исцелить императора. Как только монарх проснулся, сразу же послал своих слуг искать чудесного доктора; они обошли весь Константинополь, но никак не могли найти его. Тогда один из царских прислужников вспомнил о своём знакомом враче — священнике СампсОне. Юстиниан повелел скорее разыскать его и привести во дворец. Император сразу узнал в Сампсоне обещанного во сне врачевателя и с радостью обнял его. Одним прикосновением руки Сампсон исцелил болящего царя. Благодарный Юстиниан готов был отдать вылечившему его всё, что Сампсон попросит, предлагая ему много золота и серебра. Но скромный врач отказался от щедрых даров. Единственное, о чём он попросил Юстиниана: построить странноприимный дом и больницу для жителей Константинополя. С радостью выполнил император просьбу исцелителя: выстроил большое великолепное здание, получившее известность как Странноприимный дом Сампсона.
Преподобный Сампсон Странноприимец родился в Риме в семье богатого патриция. С детства мальчик мечтал о том, как будет помогать больным и страждущим, для этого стремился получить хорошее медицинское образование. И его заветное желание сбылось: Сампсон стал одним из самых квалифицированных врачей своего времени, и множество больных приходили к нему со своими недугами и травмами. Всех он лечил бесплатно, а тех, кому был необходим длительный уход, юный врач поселял в своей обширной усадьбе, предоставляя им не только кров, питание и лечение, но и утешение в молитве и самую нежную заботу.
Когда родители умерли, Сампсон отпустил на волю всех своих рабов, сам желая служить другим людям. Также он раздал своё наследство нищим и нуждающимся, исполнив на деле совет, данный Спасителем богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на Небесах».
Вскоре Сампсон переехал в столицу Византии — Константинополь. Здесь он поселился в бедной хижине, вёл очень простую и скромную жизнь. Многие больные посещали прославленного врача, особенно искали его помощи те, от кого отказались прочие доктора: прокажённые, слепые, парализованные, одержимые. Слава о Сампсоне распространилась по всему Константинополю. Отчаявшиеся, истратившие прежде все свои средства на бесполезные лекарства, получали исцеление от его врачебного искусства и молитв. Услышав о богоугодной жизни Сампсона, константинопольский патриарх призвал его к себе и посвятил во священники.
После исцеления императора Сампсон принял на себя руководство Странноприимным домом Константинополя, выстроенным по его просьбе Юстинианом. В нём была прекрасно оборудованная больница, с амбулаторией и стационаром, состоявшим из различных отделений: хирургического, инфекционного, родильного и других. В лечебнице работали профессиональные врачи, а ухаживали за пациентами опытные монахи. Кроме заболевших здесь принимали всех нищих и бродяг, давая им приют и пропитание. Император Юстиниан пожертвовал Странноприимному дому несколько поместий на оплату его содержания.
До глубокой старости преподобный Сампсон Странноприимец самоотверженно и усердно служил ближним. И до сих пор по его молитвам совершаются чудесные исцеления.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 228 зач., V, 1-8.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться обращать внимание на хорошее и поменьше замечать плохого в своей жизни? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
2 и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
3 А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.
4 Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение;
5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
6 Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления;
7 итак, не будьте сообщниками их.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света
Апостол Павел в только что прозвучавшем отрывке сопоставляет два образа жизни. Один он сравнивает с пребыванием во свете, а второй — с блужданием в темноте. Первый — путь к полноте бытия, второй — путь к пустоте и смерти. По первому идут чада Божии, по второму — сыны противления. Что же является отличительными признаками этих двух путей?
О том, что свойственно для сынов противления, говорит само их наименование. Они постоянно сопротивляются. Сопротивляются людям, которые, по их мнению, ведут себя неправильно. Сопротивляются обстоятельствам жизни, которые нарушают их планы. Сопротивляются Богу, Который, на их взгляд, мог бы управлять этим миром получше. Сопротивляются самим себе: своему прошлому, настоящему и будущему. Рисуют в голове образы, как надо было сказать и сделать. Они постоянно что-то кому-то доказывают. Окружающим, Творцу, самим себе. Вечно им что-то не нравится. Вечно они брюзжат и критикуют. И это происходит не обязательно видимым образом. Все эти баталии могут происходить внутри, в голове. Именно в таком состоянии тотального неприятия находится сатана. Неслучайно с еврейского его имя переводится как противник, тот, кто сопротивляется. Само по себе это сопротивление даже без дел и слов, просто на уровне ощущения происходящего, достаточно для того, чтобы превратить жизнь в мрак и ад. Это постоянная война против всех, чтобы доказать, что я прав. Что последнее слово за мной. Быть в этом состоянии очень тяжело. Ведь постоянно накатывают стыд, разочарование, жалость к себе, ненависть и злоба. Отсюда и огромное напряжение. И для того, чтобы это напряжение снять, человек порой и бросается во все тяжкие. У него появляются разного рода одержимости и зависимости от вещей, людей, эмоций и состояний. Чем больше сопротивление, тем серьёзней зависимость. Тем глубже грех.
Состояние сыновей Божиих иное. Они живут в состоянии принятия мира, людей, Бога и самих себя. Поэтому у них нет того дикого напряжения внутри, которое есть у сынов противления. Они никому и ничего не доказывают, они не воюют, не сопротивляются жизни. Череда её событий, как радостных, так и печальных, легко проходит через них, как луч света проходит через чистое, прозрачное стекло. А потому и грех не приживается в их душе. Они легко его отпускают. В чём секрет таких людей? Это люди, которые, по словам апостола Павла, умеют благодарить. Не просто говорить «спасибо» из вежливости. А замечать и радоваться тому, что обыкновенно кажется нам привычным и обыденным. Они умеют даже в негативных событиях видеть светлые стороны. А всё потому, что себя в этом мире они осознают как исполнителей воли Бога, а не как хозяев жизни. И свою роль видят не в том, чтобы управлять вселенной, а в том, чтобы скромно служить Творцу и ежедневно воплощать в своём общении с окружающими заповеди Евангелия.
В каждом из нас есть нечто и от сынов противления, и от детей Бога. Однако важно помнить, что мы всегда легче и быстрее склоняемся ко злу, к темноте. Именно поэтому необходимо тратить больше энергии на то, чтобы взращивать в себе свет. И поэтому апостол советует нам почаще благодарить. Буквально заставлять себя в конце каждого дня говорить Богу спасибо за то, что дал мне силы ещё один день послужить Ему и его детям. Говорить Ему спасибо за конкретные дела любви, которые я исполнил сегодня, а если не смог, то собираюсь с Его помощью исполнить завтра. Если будем формировать у себя этот навык, то со временем заметим, что в нашей жизни стало больше света. Несмотря на то, что её обстоятельства могут не измениться, изменится наше отношение к ним. В душе станет больше благодарности Богу, людям и даже самому себе. А вместе с благодарностью жить станет проще, легче и радостней.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Журнал «КлеверЛаб» — добрый помощник в деле воспитания детей
«КлеверЛаб» — это интернет-журнал проекта «Клевер Лаборатория». На его страницах собраны лучшие примеры и опыт в области образования и воспитания детей. Над созданием материалов трудится команда детских психологов, педагогов, методистов и священников.
Онлайн журнал «КлеверЛаб» полезен не только родителям, но и всем, кто связан с воспитанием подрастающего поколения.
Игумен Герман (Скрыпник) преподаёт в одной из школ Луганской Народной Республики «Основы православной культуры». Часто, обсуждая с детьми истории из Священного Писания, священник касается и вопросов житейских. Например, темы ревности в семье. «Оказывается, что ребят нередко беспокоит появление младшего братика или сестрички. И это очень острый вопрос», — рассказывает игумен Герман. «Для меня, как педагога и священника, помощником в этой деликатной теме стал материал от журнала „КлеверЛаб“ о детской ревности — откуда она берётся и что делать, если дети в семье начинают ревновать. Благодаря советам и рекомендациям специалистов мы совместно с детьми учимся заботе и любви к ближнему, преодолевая негативные переживания».
На страницах интернет-журнала «КлеверЛаб» собраны материалы, которые будут полезны как в работе с детьми, так и в семейной жизни.
Чтобы проект продолжал развиваться, ему важна поддержка. Любая, даже небольшая, финансовая помощь позволит редакции журнала создавать ещё больше интересных статей для всех, кому небезразлично будущее детей.
Найти проект в интернете просто — наберите в поисковой строке: «журнал „Клевер Лаборатория“».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Знаменский храм в селе Яковлево». Александр Воробьев
У нас в студии был инициатор восстановления Знаменского храма в Селе Яковлево Ивановской области Александр Воробьёв.
Наш гость рассказал, как начал заниматься возрождением храма в месте, где с детства проводил много времени, почему это для него стало так важно, как и что удается делать и как возрождающийся храм преображает жизнь всего села.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер