Поздравляя кого-то с днём рождения, мы часто называем его именинником. Но это не совсем правильно, ведь именинник – тот, кто отмечает свои именины. О том, что такое именины, о традициях празднования этого дня, а также в чём отличие именин от дня рождения рассказывает искусствовед Анна Борисовна Теплова.
С.Бакалеева
— Здравствуйте, это программа «Материнский капитал» - программа о самом дорогом – о семье и детях. С вами я, её ведущая Софья Бакалеева. У нас в гостях искусствовед, мама пятерых детей, фольклорист – Анна Борисовна Теплова.
А.Б.Теплова
— Здравствуйте!
С.Бакалеева
— Мы привыкли, поздравляя кого-то с днём рождения, называть его именинником. Но строго говоря, это не правильно, ведь именинник – это тот, кто отмечает свои именины. А что это такое, что за праздник и чем он отличается от дня рождения? Анна Борисовна, расскажите, пожалуйста, у каждого могут быть свои собственные именины?
А.Б.Теплова
— У каждого человека, который всё-таки имеет своего небесного покровителя, то есть, у каждого крещёного человека должен быть такой замечательный праздник, как именины.
С.Бакалеева
— То есть, это не день рождения – это другой день?
А.Б.Теплова
— Да, это совсем другой день, просто в русской традиционной культуре, и вообще в нашей культуре русской, не было традиции празднования именно дня рождения. Была традиция празднования тезоименитства, или именин. И, это было связано с тем, что чаще всего имя ребёнку давалось святого, память которого была близко к дню его рождения и поэтому, собственно, праздновался день рождения только первый год, когда ребёнок прожил этот самый первый трудный год, когда он из колыбели, из лежащего в колыбели ребёнка, превращается в ходящего по дому и уже почти говорящего человека, вот этот день праздновался, у него были свои определённые традиции празднования. Но, после этого уже, праздновались только именины.
С.Бакалеева
— То есть, многие, может быть и не знали своего дня рождения?
А.Б.Теплова
— По большей части, да, особенно в народе, люди не знали свои года даже, приблизительно весьма.
С.Бакалеева
— А именины, сам праздник, как он отличался? Чем он характеризовался? Какие были, может быть, традиции празднования именин?
А.Б.Теплова
— Традиции были, конечно, празднования именин, они в общем и целом близки к традициям празднования дня рождения, которые у нас сейчас существуют. То есть, это приглашать гостей, получать какие-то подарки, это всё входило в традицию именинного дня, но самое главное, что именины в общем и целом – это праздник духовный, прежде всего и я не даром сказала, что человек должен быть крещёным, поэтому именинник должен быть поговеть перед этим, то есть подготовиться к причастию, сходить на службу, причаститься, обычно, кстати, и приход празднует этот праздник, чаще всего имениннику дают какую-нибудь особую просфору, ему поют «Многая лета» и таким образом этот праздник приобретает совсем другое смысловое значение.
С.Бакалеева
— А как Вы думаете, сегодня возможно вернуть именины, например, начать отмечать именины своих детей?
А.Б.Теплова
— Безусловно, не только можно, но, даже и нужно. Тем более, что они оказываются вторым праздником, всё равно отказаться от дня рождения мы все не в состоянии…
С.Бакалеева
— То есть, подарков будет ещё больше?
А.Б.Теплова
— Да, подарков будет ещё больше, в этой ситуации плохо только тем, кого правильно назвали родители и у кого обычно бывает день рождения прямо накануне именин. Я знаю много таких людей.
С.Бакалеева
— Или день в день, если совпадают.
А.Б.Теплова
— И день в день бывает совпадают, да. Но, в моей семье, я, например, сознательно восстанавливала и возрождала традицию именин, постольку поскольку моя старшая дочь Варвара родилась в июле месяце, в середине июля, назвать её Варварой была моя собственно говоря, прихоть, поэтому, день ангела у неё был в декабре, а день рождения в июле и оказалось очень удачно. Потому что, когда ребёнок пошёл в школу, выясняется, что дети, рождённые летом, они лишены такой замечательной традиции, как празднование своего дня рождения вместе с одноклассниками. И вот с Варей мы праздновали именины, несмотря на то, что эти именины попадали на пост, то, праздник этот был очень хороший. Я специально изучала, что должно было происходить. Ну, естественно, есть такая даже пословица: «Без пирога не именины, без пирога не именинник», поэтому обязательно делается именинный пирог. Но это не торт, это именно пирог с начинкой. И чем больше начинки, тем по традиции, лучше жизнь будет у именинника, то есть, такая же будет она разнообразная и богатая, как обычно с кашей делали, или там, например, с рубленой капустой, или с грибами.
С.Бакалеева
— То есть, это должна мама испечь, или бабушка?
А.Б.Теплова
— Тут вообще традиция очень интересная, дело всё в том, что оказывается, именинный пирог, их было очень много на именины. И даже существовал такой пирог, который назывался сгибень, который можно было сложить и этот пирог был приглашением на именины. Именинник рассылал пироги своим друзьям, с приглашением себе на именины. А уж потом дома у него могли быть самые различные пироги, в частности, естественно, которые пекли его родственники. Пирог может быть и подарком на именины, опять же, то есть можно и с пирогом прийти в гости. Особенно это касалось крёстных, которые тоже участвовали… естественно участвуют в этом празднике. Но, с моей точки зрения, важным оказывается не только чисто праздничное такое детское радование в момент этого праздника, но это возможность вспомнить имя твоего святого покровителя, узнать его. В традиционной культуре и в русской культуре принципиально дети обязаны были знать, кто такой твой святой. И, так как называли вообще любыми именами по святцам, то мы знали, кто такие Флор и Лавр, кто такие совершенно невероятные какие-нибудь…
С.Бакалеева
— То есть, знали их жизнь?
А.Б.Теплова
— Не жизнь, а житие, да, знали подвиг, который они совершили, знали, чем они прославились, где они жили, мало того, даже в народе существовало такое поверье, что плохо родиться, если у тебя имя мученика, лучше, если у тебя имя преподобного. Считалось, что в общем святой, имя которого ты носишь, он как бы транслирует свою прожитую им судьбу. Даже поэтому и говорилось: «По имени и житие есть», - такая пословица. И очень трогательные, например, воспоминания друга детства Николая II о том, как Николай II относился к своему святому покровителю. Вроде святой Николай один из самых любимых образов, а Николай II завидовал брату Георгию, потому что у него святой на лошадке попирает змея и вообще такой герой, а у него некий такой старичок – серьёзный и строгий.
С.Бакалеева
— А как Вам кажется, подарки на именины должны отличаться от подарков на день рождения?
А.Б.Теплова
— Ну, знаете, это почти такая же дилемма, как должны ли отличаться подарки на Новый год и на Рождество. Опять же, зависит от того, какой вы акцент ставите. С моей точки зрения, если вы убираете вообще день рождения и оставляете только именины, то, конечно, они не должны никак отличаться. Точно так же, как если вы убираете Новый год и оставляете Рождество, как главный праздник, то будет нелепо дарить маленькие подарки ребёнку на главный праздник, правильно? Поэтому, вообще день рождения – это день тебя, такой эгоистичный день. А именины – это всё-таки день твоего святого и день всех людей, которые носят имя этого святого. Как замечательно говорил отец Павел Флоренский, люди, носящие одно имя – это как большая гроздь винограда, каждая из которых открывает грань этого имени и грань этого подвига этого святого. С моей точки зрения - очень красивая метафора. Я бы не делала разных подарков. Поскольку именины - духовный праздник, конечно, должен быть духовный акцент на этом.
С.Бакалеева
— А именины и день ангела – это одно и то же?
А.Б.Теплова
— Небольшая разница есть в этом. Cчитается, что день ангела – это день твоего ангела-хранителя, но поскольку такого дня конкретно в календаре православном не существует, то всё-таки, это день твоего святого ангела, или твоего святого покровителя, имя которого ты носишь. Это как бы два варианта названия одного праздника.
С.Бакалеева
— А если в календаре два дня памяти святого моего, как быть?
А.Б.Теплова
— Отсчитываем ближайший к вашему дню рождения?
С.Бакалеева
— И этот день и будет?
А.Б.Теплова
— Днём ваших именин. Ну, в некоторых ситуациях может батюшка сказать. Когда он вас крестит, даёт вам имя святого и может быть это окажется не ближайший к вашему дню рождения праздник, но вы должны это запомнить, важнейшая дата.
С.Бакалеева
— Итак, мы сегодня узнали, что день рождения и именины – два разных праздника, которые можно назвать так же ещё днём ангела, а именинный пирог печётся именно на именины. Спасибо огромное, Анна Борисовна. У нас в гостях была мама пятерых детей, искусствовед, фольклорист – Анна Борисовна Теплова. А это я, Софья Бакалеева, ведущая программы о воспитании детей.
«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.