Сегодня далеко не каждый мужчина может смириться с тем, что жена в чём-то его превосходит. И далеко не каждая женщина готова пожертвовать успешной карьерой ради мужа. «Счастливый брак не случается просто так, его надо создать», - писал перед свадьбой Пол Ньюман своей невесте Джоан Вудворд. Их брак стал одним из самых долгих в мире кино.
Они были актёрами и встретились на съёмках кинофильма. Оба к этому времени успели прославиться – Пол сыграл свою первую крупную роль, а Джоан получила премию «Оскар». По сценарию они играли влюблённых, но их роман незаметно превратился в настоящий. Большинство знакомых Пола и Джоан решили, что пара просто чересчур вжилась в роль. Их связывало слишком мало, чтобы кто-то принял эти отношения всерьёз. Однако Пол был настроен очень серьёзно.
Он сразу понял, что Джоан – его судьба. Девушка же, наоборот, сначала избегала его. Ньюман быстро завоевывал популярность у публики, а спустя годы его назвали самым знаменитым обладателем голубых глаз. Джоан волновалась – что если этот парень обычный сердцеед? «Он был слишком знаменит и слишком красив», - объясняла она потом свои сомнения. Но Пол уверенно добивался её любви, и постоянные отказы его не пугали. Понадобилось пять лет, чтобы Джоан наконец-то поняла: чувства Пола к ней не угасают. И девушка ответила согласием на его предложение руки и сердца.
Пол ни разу не дал жене повода усомниться в нём. Самым настойчивым поклонницам он отвечал: «Прости, я безвылазно женат». То, что у Джоан на момент свадьбы было больше кинонаград, его нисколько не беспокоило. В любви нет места тщеславию, и если оба супруга занимаются одним ремеслом, то они должны уважать заслуги друг друга, считал Ньюман.
У Пола и Джоан родилось трое детей. Чтобы быть рядом с ними, родителям пришлось отказываться от некоторых ролей, и чаще дома сидела Джоан. Она невероятно хотела работать, но семья была важнее. Поэтому актриса взяла долгую паузу, чтобы воспитывать детей. Пол же старался выбирать роли в таких фильмах, съемки которых проходят недалеко от его дома. Ньюман не хотел надолго расставаться с женой и детьми и каждую свободную минуту проводил с ними.
Джоан смогла снова сниматься в кино, когда подросли её дети. Но в непостоянном мире шоу-бизнеса про неё уже забыли, и мало кто из известных режиссеров хотел давать ей значимые роли. Тогда на помощь Джоан пришел муж. Ради неё Пол стал осваивать режиссёрское искусство и снял несколько фильмов с женой в главной роли. Они оба остались довольны таким опытом: Полу понравилось режиссировать, а Джоан была счастлива, что снова играет в кино. К тому же совместная работа сближала их всё сильнее и сильнее.
Естественно, брак Ньюмана и Вудворд не был безоблачным. Как и в любой семье, у них случались ссоры, часто возникали разные проблемы. Самым серьёзным испытанием для них стала гибель единственного сына Пола. Ньюман ушел в депрессию, винил себя в том, что недоглядел за ним, а жену – в равнодушии. Джоан, которая на самом деле переживала не меньше Пола, проявила завидную выдержку. Она поддерживала и утешала мужа, занималась другими детьми и в конце концов сумела вернуть Ньюмана к нормальной жизни. Пол, позже осознавший несправедливость своих обвинений, будет благодарить жену за то, что она не оставила его в тот момент.
Пол и Джоан прожили в любви и счастье пятьдесят лет. Журналисты часто спрашивали супругов, в чём секрет их крепкого брака – ведь обычно звёздные пары очень быстро распадаются. Пол Ньюман отвечал им так: «Наш брак устанавливался в те времена, когда ещё всё чинили: тостеры, обувь, носки, и браки тоже чинили...» Все годы, проведённые вместе, Пол и Джоан следовали правилам, которые сами же утвердили перед свадьбой. «Брак — это гибкость, терпение, понимание и чувство юмора. Это способность прощать и забывать. Не надо искать правильного партнера. Надо самому быть таким».
«Путь к вере». Анна Вейлерт

Гостьей программы стала Анна Вейлер — сценарист и режиссёр документальных проектов о монастырях и православной миссии.
Она рассказала, как пришла к вере: сначала — первый поход в храм с бабушкой, потом — понимание жизни Церкви через съёмки. Анна говорила, что раньше видела храм как музей, но через опыт работы поняла: это живое пространство, где можно соединиться с Богом.
В эфире прозвучали истории съёмок фильмов на Сахалине и в Африке — о православных миссионерах, монахинях и священниках. Анна подчёркивает, что не хочет просто показывать, а старается давать надежду: быть рядом с человеком, передавать радость.
Она говорит, что идеи приходят как дар. Важно не творить из обиды, а стремиться к добру. «Мы не творцы, а инструменты. Вопрос в том, в чьих ты руках», — говорит Анна. Она называет язык веры единым — именно он делает возможной работу с людьми, которые не говорят по-русски.
Этот выпуск — о пути к вере, о съёмках, которые становятся встречей, и о светлом, что может быть передано через простое участие.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Лень — что это?» Иеромонах Генадий (Войтишко), Александр Молчанов, Наталья Сазонова
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), учитель биологии Александр Молчанов и медсестра Наталья Сазонова размышляли о том, что такое лень, почему она так часто присутствует в жизни человека и насколько является грехом.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Что такое народная этимология

В детстве, живя летом в деревне я не раз слышала от пожилых людей слово «спинжак». Догадываетесь, о чём идёт речь? Спинжак — одежда, которую надевают НА СПИНУ — так считали деревенские старики. Здесь налицо не просто искажение существительного «пиджак», а проявление народной этимологии: в слове «спинжак» люди видели связь со спиной.
Этимология — раздел науки, изучающий происхождение слов. Однако и в данной области есть «белые пятна»: не всё пока учёные могут объяснить. Вот и в народной среде часто возникает непонимание, откуда взялось то или иное понятие. Поэтому люди по ассоциации придумывают свой вариант. В отличие от научных специалистов, они могут позволить себе творчески подойти к вопросу этимологии. Нередко встречается переделка заимствованного из другого языка слова на другое, похожее по звучанию.
Например, говорят «нервоз» вместо «невроз». Или вместо «поликлиника» употребляют «полуклиника» — дескать, это не полноценная клиника, а нечто облегчённое. За счёт такой переделки и замены происходит как бы вживление непонятного слова — как правило, иностранного — в родной язык. Стремясь найти объяснение незнакомому слову, народ придумывает своё.
Народная этимология стремится объяснить и географические названия или топонимы. Например, существует легенда о происхождении названия реки Ворскла, протекающей в Белгородской области. Однажды Пётр I, глядя в подзорную трубу, уронил в воду линзу. Стекло, или «скло» найти не смогли. С тех пор, по мнению жителей, река и стала называться Ворскла (то есть «вор стекла»). Подобная мифология — это стремление упростить понимание незнакомых слов.
Да, такая «наивная» этимология ненаучна. Однако желание объяснить незнакомые слова и ввести их в живое пространство речи — яркое проявление творчества народа. А если кто-то по-настоящему интересуется происхождением слов — тому всегда поможет этимологический словарь.
Все выпуски программы: Сила слова