В Казанской церкви села Губино Лебедянского уезда благовестили к вечерне. Глухой звон старого, треснувшего колокола разносился далеко по округе. Слышали он его и в соседнем селе Троекурово. Спешащие по своим делам люди останавливались, прислушивались, чинно крестились.
В Троекуровском Свято-Димитриевском храме службы в этот день не было. Местный священник сидел в келье пожилого монаха Илариона — странствующего отшельника, который недавно, по приглашению здешнего помещика Раевского, поселился в Троекурове. Священник и монах мирно беседовали за чаепитием. Заслышав колокол, оба встали и сотворили крестное знамение.
— Эх, и жалостно же у губинских колокол звонит! — покачав головой, сказал вдруг священник. — Как будто плачет: помогите, православные, на новую звонницу Матушке Казанской!
— Колокол им и впрямь поменять бы, — задумчиво ответил монах Иларион. — Да только бедный в Губине приход, не набрать им самим на новый.
Собеседники помолчали, прислушиваясь к доносящимся издали глухим ударам. Вдруг монах улыбнулся.
— Батюшка, а ведь не иначе, как Сам Господь сейчас вашими устами говорил! — с волнением в голосе сказал он священнику. — Давайте-ка мы с вами и поможем! Скажите, сколько вы могли бы пожертвовать на новый колокол для Казанского храма?
— Ну-у... Рублей двадцать, думаю, смог бы... — промолвил опешивший от неожиданного поворота беседы священник.
— Вот и славно! — обрадовано кивнул монах Иларион. — А чего недостанет, я добавлю!
Богачом Иларион, конечно же, не был. Отшельник, поселившийся в Троекурове после многих лет странствий по святым местам, уединённой жизни в глухих лесах и пещерах был неустанным молитвенником, мудрым наставником, прославившимся среди людей своей святой жизнью. К монаху Илариону в Троекурово за житейскими и духовными советами съезжались со всей губернии. И каждый хотел отблагодарить старца, оставляя ему подчас весьма крупные денежные пожертвования. Только ни копейки из них Иларион на себя не тратил. Всё, что ему от чистого сердца жертвовали благодарные люди, монах без остатка употреблял на помощь Божьим храмам, бедным, больным и бесприютным.
Вскоре колокольня Казанского храма в Губино созывала прихожан на службу чистым, ясным и мелодичным звоном нового шестипудового колокола. Сто пятьдесят рублей из ста семидесяти пяти на его приобретение пожертвовал монах Иларион.
Узнав о том, что в селе Сезёново неподалёку от Троекурова обветшала и нуждается в серьёзном ремонте церковь, Иларион послал туда деньги, на которые была покрыта железом крыша храма и отреставрирован иконостас. На этом его помощь сезёновскому храму не закончилась. Однажды богатый помещик Звягин пришёл к Илариону с просьбой... принять от него пожертвование в сто тысяч рублей! Сумма по тем временам была огромной. Монах с низким поклоном поблагодарил благодетеля, но денег не взял, а попросил помещика отвезти их в Сезёново. На них и были возведены первые здания будущего Сезёновского Иоанно-Казанского монастыря.
Разумеется, не оставлял Иларион попечением и Троекуровские храмы, постоянно переадресовывая на их нужды щедрые пожертвования многочисленных своих гостей. Монах устраивал трапезы для бедняков; на Рождество и Пасху отправлял в губернские остроги гостинцы для арестантов. В Троекурово Иларион заложил обитель, которая росла и крепла его неустанными заботами — будущий Свято-Димитриевский монастырь; после смерти монаха в народе его стали именовать Иларионовским.
«Лучше подавать, нежели принимать», — говорил монах Иларион из Троекурова. Именно так он и поступал, исполняя заповедь Христа и помогая людям. Церковь прославила Илариона Троекуровского в чине преподобного.
29 апреля. О богослужениях недели
Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы.
О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.
29 апреля. О духовном смысле песнопения дня
Сегодня 29 апреля. Великий понедельник.
О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.
Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева
Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее пересмотреть многое: мысли, поступки, отношения с близкими, духовную жизнь.
«Знаешь, — говорила мне Катя, — долгие годы я верила формально: делала то, что требовалось, как говорится, чтобы все было хорошо. Что-то языческое, наверное, в этом было. Я даже Евангелие не читала. А сейчас стала читать, и мне вдруг открылся Христос. Живой, настоящий, любящий всех, и меня с моими проблемами. Теперь я иду в храм для встречи с Богом, говорю Ему о своих заботах, прошу помощи. Сердце наполняется радостью, и я верю, что все будет хорошо!».
Я порадовалась за подругу, за то, что случилась эта самая важная встреча в ее жизни. И еще подумала о том, что, на самом деле все хорошо уже сейчас, а не в каком-то близком или отдаленном будущем. Ведь непростые обстоятельства еще не изменились, а человеку уже стало легче и радостнее. Так вот действует Господь.
«Ты приняла свою ситуацию, смирилась, — сказала я Кате, — поняла, что все трудности, все непростые ситуации — это тоже от Господа. И тоже во благо. Сейчас ты это осознала. И значит, все хорошо уже сейчас».
Честно говоря, я переживала, найдут ли мои слова отклик у подруги, ведь она хотела изменить ситуацию, избавиться от навалившихся проблем. А я как будто предлагала порадоваться им. Но, к счастью, мы думали и чувствовали одинаково.
«Да, именно так! — сказала Екатерина, — я перестала волноваться и отчаиваться, я точно знаю, что мне эти испытания были необходимы. По-другому, возможно, я бы не узнала Господа так, как сейчас. А это — самое главное».
Конечно, мы продолжали молиться о том, чтобы всё в жизни моей дорогой Кати изменилось к лучшему в нашем, человеческом понимании. Но с тех пор на вопрос «как дела?» она всегда с улыбкой отвечает: «Все хорошо уже сейчас».
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение