В ноябре 2013 года вся Румыния была потрясена новостью. В монастыре Петру-Водэ были обретены нетленные мощи священника Георге Калчу-Думитреаса — человека, который много пострадал от коммунистической власти и даже вынужден был покинуть свою родину.
Георге был очень смелым человеком и никогда не скрывал свою веру в Бога. А потому уже в возрасте 23 лет был арестован и отправлен в тюремное заточение, которое продлилось в общей сложности 16 лет! Будущего отца Георге держали в самых зловещих тюрьмах Румынии. Во время своего заключения он дал Богу обещание, что если останется живых, посвятит себя служению Церкви.
Когда будущего отца Георге освободили, он начал учиться богословию и в 1973 году был рукоположен в cан священника. Отец Георге продолжал активную миссионерскую деятельность и за это вновь был арестован. Впоследствии тюремное заключение для него сменили на вынужденное изгнание из страны. В 1985 отец Георге уехал в США, где и прожил до конца своих дней. Там он стал настоятелем румынского прихода на американской земле. После падения коммунистического режима в Румынии отец Георге стал часто приезжать на родину, но продолжал жить в США.
В США и Румынии, да и во всем православном мире отца Георге считали великим старцем, духоносным священником. Книги, которые он публиковал, для многих людей обладают несомненным богословским авторитетом. Скончался отец Георге в 2006 г. в Вашингтоне, но согласно своей предсмертной просьбе был похоронен в Румынии — в мужском монастыре Петру-Водэ.
В Румынии существует традиция — могилы тех людей, которые были погребены на территории монастыря, должны быть открыты через семь лет с момента захоронения. Не стала исключением и могила отца Георге. Более того, как заявил накануне открытия могилы один из монахов, ему было видение, что останки отца Георге необходимо найти.
Когда гроб отца Георге был поднят из могилы и открыт, оказалось, что его останки пребывают в абсолютно нетронутом тлением состоянии. Для большей части монахов этот факт стал подтверждением святости отца Георге. Другие монахи вспомнили предсмертные слова отца Георге. Он незадолго до своей кончины категорически отказывался от открытия своих останков, а в случае обретения их нетленными — от какого-либо их почитания.
На сегодняшний день официально вопрос с канонизацией отца Георге не решен. Будем надеяться, что эта ситуация продлится недолго и все православные христиане смогут молиться отцу Георге и просить его заступничества перед Богом.
Тридцать сребреников Иуды
Земля Израиля таит в себе множество загадок. На протяжении веков здесь происходили события, описанные в Библии, и сама почва стала хранителем материальных свидетельств Священной истории. Впервые к этим тайнам люди прикоснулись во второй половине девятнадцатого столетия – именно тогда археологи потревожили недра Святой земли. Французский ученый Луис де Сольси, англичане Флиндерс Петри и американец Уильям Олбрайт были пионерами раскопок, которые положили начало особой науке – библейской археологии. Нескольких передач не хватит, чтобы просто перечислить открытия совершенные в этой области знаний.
Непременным трофеем всех археологических исследований оставались монеты – неизменное свидетельство любой эпохи. Древних денег в рамках библейской археологии было обнаружено невероятное количество! И хотя большая их часть не представляла собой особой научной ценности, однако, они стали особым маркером времени. Именно монеты часто давали ученым возможность уточнить датировку эксклюзивных артефактов, обнаруженных в том же культурном слое земли. Роль древних денег оказалась настолько значимой, что в созданном в 1948 году Управлении древностей Израиля был учрежден особый департамент нумизматики.
Особую роль древние монеты сыграли, как иллюстрация некоторых станиц Евангелия. Так, благодаря археологам-нумизматам стало известно, как выглядели те тридцать сребреников, которые Иуда получил от иудейских первосвященников за предательство Христа. О том, что поведали ученым древние монеты, рассказал начальник департамента нумизматики Израильского управления древностей, доктор исторических наук Дональд Ариэль.
Комментарий эксперта:
Во времена Иисуса Христа в Израиле использовалось сразу несколько видов валюты. В основном в обращении были греческие и римские деньги: динарии, драхмы, статиры и многие другие. Так какие же именно серебряные монеты вошли в историю человечества, как символ предательства? Евангельский текст не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако, в книге иудейского историка первого века Иосифа Флавия сказано, что каждый иудей был обязан платить так называемый храмовый налог. И вносить этот налог было настоятельно рекомендовано в шекелях, отчеканенных в финикийском городе Тир. Тирских шекелей сохранилось до наших дней немало. Они наличествуют как в запасниках Израильского управления древностей, так и в частных коллекциях. На лицевой стороне этих монет изображен финикийский языческий идол Мелькарт, на реверсе отчеканен орел и круговая надпись на греческом языке «Тир священный и неприкосновенный».
Тирские шекели благодаря своему особому статусу в храме неофициально считались в Израиле национальной валютой. Для того, чтобы иудеям было удобно платить храмовые подати, во дворе Иерусалимского храма стояли столы меновщиков, которые предлагали обменять любые имеющиеся у человека в наличии деньги на шекели, отпечатанные в Тире. Именно такие столы и опрокинул Христос, выгоняя из Божьего дома торговцев и менял – этот эпизод описывают все четыре евангелиста.
Но почему служителями Иерусалимского храма отдали предпочтение именно тирским шекелям – этим странным монетам с изображением языческого божка? Доктор Дональд Ариэль дает очень простое объяснение этому факту.
Комментарий эксперта:
Тирские шекели считались самой надежной валютой в Римской империи. Это было связано с тем, что из всех серебряных монет они имели наибольший вес – 14 граммов, в отличие, например, от римских динариев, которые весили всего три с половиной грамма. К тому же в тирских шекелях было самое высокое содержание драгоценного металла –94 процента. Надо полагать, именно эти достоинства монет заставили иудеев примириться даже с изображением на них языческих идолов.
Иуда не выдержал груза свой вины – предав Иисуса Христа за тридцать сребреников, он пошел и удавился. Полученные монеты он вернул первосвященникам, но те не приняли деньги в храмовую казну – слишком уж неоднозначной была сделка, в которой они были задействованы. Барыш Иуды пустили на покупку участка для погребения странников, и эта территория в Иерусалиме и сейчас носит название Акелдама, что означает «земля крови».
А сребреники – то есть, как выяснили ученые, тирские шекели, самые востребованные из всех разновидностей денег во времена Второго Иерусалимского храма, навсегда вошли в историю человечества, как символ цены предательства.
1 мая. О приготовлении Христа к погребению
В 26-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа о женщине, возлившей на Него миро: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память её и о том, что она сделала».
О приготовлении Христа к погребению, — протоиерей Михаил Самохин.
1 мая. О возмущении души Христа
В 12-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел».
О возмущении души Христа, — протоиерей Георгий Завершинский.