В тысяча девятьсот пятидесятом году известный английский писатель Ивлин Во впервые издал свою повесть «Елена» — о жизни святой царицы, матери первого христианского императора Константина, нашедшей в Иерусалиме Крест, на котором был распят Христос. Перед изумлёнными критиками и читателями, привыкшими видеть в Во беспощадного сатирика, чьи острые и ироничные литературные пассажи моментально расходились на цитаты, вдруг предстал писатель, серьёзно размышляющий о вере. В России об этой стороне литературного творчества известного сатирика узнали сравнительно недавно: первый русский перевод «Елены» появился у нас лишь в начале двухтысячных! Однако с тех пор это необычное произведение не раз переиздавалось. Одним из последних «Елену» Ивлина Во выпустило издательство АСТ.
Автор называл «Елену» лучшим из своих творений. И читая книгу, с этим трудно не согласиться. Прежде всего, поражает искусность и тонкость, с которой в повести переплетены исторические факты, художественный вымысел и народные сказания о царице Елене, которую англичане, к слову, уверенно и ревностно считают своей соотечественницей.
Так что пусть читателя не удивляет то, что у Ивлина Во, исследовавшего самые разные источники информации о жизни святой царицы, включая древний фольклор, Елена — британка, дочь кельтского короля. Поначалу автор рисует нам довольно непростую женскую судьбу — с призрачной любовью, обманутыми чувствами, одиночеством. Брак Елены с римским полководцем Констанцием оказался недолгим — ради политической карьеры он оставил её и женился на дочери цезаря. С единственным сыном — Константином — её разлучили, когда тот был ещё совсем юным... И всё это — на фоне постоянных государственных переворотов, заговоров и мятежей. Подобный зачин, безусловно, интригует, но, всё же, не идёт ни в какое сравнение с той частью повествования, в которой Елена принимает крещение и, будучи уже старой женщиной, следуя зову сердца, отправляется в Иерусалим в надежде отыскать там Крест Христов. Кажется, что в описание момента, когда царица, день и ночь не смыкая глаз, с трепещущим сердцем следила за тем, как идут раскопки на Голгофе, а потом увидела, как рабочие поднимают из земли Крест с табличкой «Иисус Назарянин Царь Иудейский», автор вложил всю свою писательскую энергию. Этот эпизод переживаешь буквально до мурашек на коже...
...В предисловии к повести Ивлин Во как бы между делом сообщает нам один крайне любопытный факт. Вопреки бытующим утверждениям о том, что в мире существует так много частиц Креста Господня, что из них можно выстроить целый корабль, автор рассказывает, как один из его соотечественников, учёный, однажды взял на себя труд объездить большинство мест, где хранятся фрагменты святыни. Скрупулёзно их измерил, сложил результаты. И вышло, что в целом все они могут составить лишь не более трети от полного размера Креста. Креста, который обрела для всех нас святая царица Елена, сумевшая даже ироничного Ивлина Во вдохновить на проникновенное, тонкое и полное веры произведение.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.
Елена Поленова. «Зимний пейзаж. Москва»
— Как хорошо, что мы выбрались в Поленово, Андрюша! Я люблю бывать в этом музее-заповеднике. Отрадно помолиться в церкви, возле которой похоронен художник Василий Поленов, побродить по аллеям парка. И, конечно же, полюбоваться картинами в старинном особняке! Всякий раз открываю здесь для себя что-то новое. Вот эта акварель, например — разве не чудо?
— Да, Алла такие вдохновенные произведения искусства и впрямь похожи на чудо! Это работа сестры художника, Елены Дмитриевны Поленовой. Называется «Зимний пейзаж. Москва». Рисунок нежный, прозрачный. Цвета неяркие. Перекликаются серые и коричневые полутона, мерцают бледно-лиловые, голубоватые, зелёные переливы. Композиция простая — силуэты деревьев на фоне снежной поляны. Но в какой тонкий узор сплетены стволы и ветви!
— Рисунок дышит влагой. На снегу видны проталины. Не поймёшь — то ли это начало декабря, и впереди долгая зимняя стужа, то ли перед нами конец февраля, и природа вот-вот начнёт оживать. В акварели одновременно присутствует и печаль, и надежда.
— И это неспроста, сестренка. Такое настроение было созвучно душе Елены Дмитриевны в 1882 году, когда она написала эту акварель.
— Это связано с какими-то событиями?
— Да. В 1877-ом Елена отправилась в Киев в гости к старшей сестре Вере, которая была близнецом Василия Дмитриевича. Шла русско-турецкая война, в киевские госпитали привозили раненых. Сёстры Поленовы окончили медицинские курсы и ухаживали за пострадавшими на фронтах солдатами и офицерами. И Елена Дмитриевна полюбила врача, с которым вместе работала — профессора медицины Алексея Шкляревского. Чувства её оказались взаимны.
— Какое счастье — полюбить человека, с которым у тебя общее служение!
— Общего у влюблённых было немало. Елена Дмитриевна к тому времени окончила рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художников, занималась в частной мастерской Павла Петровича Чистякова. У неё был успешный опыт в живописи, и Алексей Сергеевич мог его оценить — доктор Шкляревский разбирался в изобразительном искусстве. Но семейного счастья у пары не получилось.
— Почему?
— Помешали сословные различия. Поленовы — старинный дворянский род, и мама Елены воспротивилась браку дочери с человеком незнатного происхождения. Художница не решилась выйти замуж без родительского благословения и послушно вернулась в Москву. Но расставание с любимым травмировало её. Прежде весёлая, общительная девушка стала замкнутой и молчаливой.
— Вот откуда меланхолия в акварели «Зимний пейзаж. Москва». Но ты сказал, что и весенние ноты звучали в душе Елены ПолЕновой. Что же этому послужило причиной?
— Вернувшись в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом стала часто бывать в Абрамцево — в имении мецената Саввы Мамонтова. Там, в творческой атмосфере, художница оттаяла. Она подружилась с хозяйкой усадьбы, Елизаветой Григорьевной. Вместе женщины рисовали декорации и шили костюмы для театральных постановок, трудились над созданием музея народного творчества.
— Музея?
— Именно так. Дамы предприняли несколько экспедиций по северным губерниям — собирали образцы вышивок и ткачества, зарисовывали орнаменты. Позднее Елена Поленова использовала эти рисунки при работе в столярно-резчицкой мастерской там же, в Абрамцево.
— То есть, Елену Дмитриевну вернуло к жизни творчество?
— Творчество и служение людям. Искусство для художницы было способом приносить радость. И этим не ограничивалось широкое поле ее деятельности. Так, например, Елена Поленова учила крестьянских детей изготавливать резную мебель и утварь — давала им надёжное ремесло.
— Делилась тем, что имела — и в этом обрела полноту жизни.
— Такой рецепт может пригодиться человеку, душа которого балансирует между печалью и надеждой, между осенью и весной, как природа в акварели Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва». Радуя людей плодами своего творчества, помогая другим, мы выбираем весну. Выбираем воскресение!
Картину Елены Поленовой «Зимний пейзаж. Москва» можно увидеть в Государственном мемориальном историко-художественном и природном музее-заповеднике Василия Поленова.
Все выпуски программы: Краски России