ПОНОМАРЬ ГЕРАСИМ:
Отец Михаил! Открой, отец Михаил!
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ:
Что? Что случилось, Герасим? Литовские войска взяли город?
ПОНОМАРЬ ГЕРАСИМ:
Нет, батюшка, стоит наш Кашин, слава Богу! Сон! Сон мне приснился удивительный!
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ:
И ради этого ты разбудил меня среди ночи? О! Да ты ли это? Кто исцелил твою спину, друже?
Удивление настоятеля Успенского храма города Кашина было понятно. Пономарь Герасим уже много лет ходил с согбенной спиной, опираясь на посох, и боли мучили его нещадно. И вдруг он предстал перед отцом Михаилом стройным и в добром здравии. Что же произошло со старым служителем?
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ:
Входи скорей и рассказывай по порядку!
ПОНОМАРЬ ГЕРАСИМ:
Я не раз сетовал тебе, отец Михаил, что больно смотреть мне, как храм наш Успенский ветшает! А уж после того, как пол просел, обнажив старинную гробницу, сердце и вовсе кровью обливалось! Ведь люди же, по недоумению своему, входя под святые своды, на этот каменный гроб шапки кидают! А иной и сесть не постесняется. Я не раз просил прощения у человека, чей покой мы тревожим! И вот нынче ночью вижу я во сне монахиню-схимницу, и говорит она мне, что зовут её Анной, и что мощи ее вот уже триста лет почивают в нашей Успенской церкви.Говорит, молится она о том, чтобы захватчик литовский не вошел в Кашин. И просит нас позаботиться о её честных останках, чтоб не были они попираемы. На прощание благословила она меня крестным знамением, и проснулся я в тот же миг совершенно здоровым! Вот ведь чудо-то какое, батюшка!
СВЯЩЕННИК МИХАИЛ:
Анна, говоришь? Да ведь это не иначе, как тверская княгиня! Рассказывали мне, святой жизни была христианка. Жила она в четырнадцатом веке — как раз триста лет назад. В ту пору на русской земле свирепствовала Орда. И княгиня-матушка чашу скорбей испила полной мерой!
Верно говорил отец Михаил. Немало горя и бед пришлось пережить благоверной княгине Анне Кашинской. Едва она покинула родительское гнездо, выйдя замуж за тверского князя Михаила, как скончался её отец, ростовский князь Дмитрий. Спустя два года сгорел дотла терем молодой княжеской четы со всем имуществом. Во младенчестве умерла первая дочь Анны, Феодора. Серьезный недуг едва не лишил жизни и её супруга, молодого князя. Когда же Михаил оправился от болезни, началась его трагическая тяжба за титул великого князя с Московским правителем Юрием, имевшим влиятельных покровителей в Золотой Орде. В 1318 году Михаил Тверской был зверски замучен в ордынской ставке по навету Юрия Московского. А в 1325 году старший сын Анны и Михаила, князь Дмитрий Грозные очи, убил виновника смерти отца, и был за это казнен ханом.
Год спустя в Твери вспыхнуло восстание против ордынцев, в ходе которого был убит двоюродный брат хана Узбека. Месть захватчиков была жестокой. Тверская земля была выжжена, ее жители истреблены, а те, кто чудом выжил — угнаны в плен. В 1339 году в Орде были убиты, как организаторы мятежа, сын и внук Анны — Александр и Феодор.
Пройдя через горнило испытаний, княгиня приняла монашеский постриг в тверском Софийском монастыре. За год до смерти Анна по настоянию младшего сына, кашинского князя Василия, переселилась в его владения. В Кашине, в храме Успения Богородицы спустя три столетия и были обретены ее нетленные мощи. Многими скорбями княгиня Анна обрела святость, как драгоценное сокровище, и Господь не скрыл этого от людей. Сновидение псаломщика Успенской церкви Герасима стало началом бесконечной череды чудес, свершающихся и доныне по молитвам благоверной Анны Кашинской.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер