
Фото: Gareth Harper/Unsplash
Сюжет романа «Рождественская мистерия» норвежский писатель Юстейн Гордер придумал, когда, куда-то спеша в предрождественской суматохе, бежал по движущемуся вниз эскалатору. Что, если бы кто-то мог вот так же, в ускоренном темпе, передвигаться в пространстве и времени, только в обратную сторону? Наверное, тогда можно было бы всего за несколько дней «добежать» до Рождества — того самого, которое две тысячи лет назад случилось в Вифлееме. Так подумал писатель, и поместил эту необычную идею в центр своего произведения.
И родилась удивительная история, которой с одинаковым упоением зачитываются и дети, и взрослые. Это вообще одна из характерных особенностей прозы Гордера, который считается детским писателем, но, будучи философом и богословом по образованию, заставляет серьёзно задуматься над своими текстами и старшее поколение.
Впрочем, о сложном писатель предпочитает говорить просто. Вот и в «Рождественской мистерии» тесно переплелись история, география, психология, социология, кризис современной семьи и даже в некотором роде международные отношения. Казалось бы — гремучая смесь! Но только не для Юстейна Гордера. У него получилась волшебная сказка: лёгкая, трогательная и необыкновенно красивая.
В канун Рождества мальчик по имени Иоаким со своим отцом покупают в книжной лавке Рождественский календарь. В Норвегии есть такая традиция — за несколько недель начинать отсчёт оставшихся до праздника дней, каждое утро открывая в календаре особое окошко. Обычно в этих окошках бывают спрятаны шоколадки или пластмассовые фигурки сказочных героев. Но календарь, который достался Иоакиму, скрывал куда более удивительный сюрприз. В окошках мальчик обнаружил листочки. На них кем-то от руки была написана история неизвестной маленькой девочки Элизабет, которую в канун праздника ангел взял с собой в чудесное путешествие во времени и пространстве прямо к Рождественскому вертепу в Вифлеем.
Скоро о таинственном календаре узнали родители мальчика. И это неожиданно многое в их доме изменило. Прежде сосредоточенные каждый на своих делах, как это часто бывает в современных семьях, теперь Иоаким с родителями по утрам собирались вместе, чтобы открыть новое окошко и узнать очередные подробности истории. По вечерам они стали читать Евангелие, чтобы освежить в памяти события Рождества Христова. А вскоре выяснилось, что девочка Элизабет из рождественского календаря вполне может оказаться не выдуманной, а реальной! И семья начинает увлекательное расследование.
«Эта история объединяет людей», — сказал один из героев романа, старый продавец цветов по имени Иоанн. А в единении, уверен автор «Рождественской мистерии» Юстейн Гордер, как раз и заключается один из важных смыслов Рождества.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема