
Фото: Gareth Harper/Unsplash
Сюжет романа «Рождественская мистерия» норвежский писатель Юстейн Гордер придумал, когда, куда-то спеша в предрождественской суматохе, бежал по движущемуся вниз эскалатору. Что, если бы кто-то мог вот так же, в ускоренном темпе, передвигаться в пространстве и времени, только в обратную сторону? Наверное, тогда можно было бы всего за несколько дней «добежать» до Рождества — того самого, которое две тысячи лет назад случилось в Вифлееме. Так подумал писатель, и поместил эту необычную идею в центр своего произведения.
И родилась удивительная история, которой с одинаковым упоением зачитываются и дети, и взрослые. Это вообще одна из характерных особенностей прозы Гордера, который считается детским писателем, но, будучи философом и богословом по образованию, заставляет серьёзно задуматься над своими текстами и старшее поколение.
Впрочем, о сложном писатель предпочитает говорить просто. Вот и в «Рождественской мистерии» тесно переплелись история, география, психология, социология, кризис современной семьи и даже в некотором роде международные отношения. Казалось бы — гремучая смесь! Но только не для Юстейна Гордера. У него получилась волшебная сказка: лёгкая, трогательная и необыкновенно красивая.
В канун Рождества мальчик по имени Иоаким со своим отцом покупают в книжной лавке Рождественский календарь. В Норвегии есть такая традиция — за несколько недель начинать отсчёт оставшихся до праздника дней, каждое утро открывая в календаре особое окошко. Обычно в этих окошках бывают спрятаны шоколадки или пластмассовые фигурки сказочных героев. Но календарь, который достался Иоакиму, скрывал куда более удивительный сюрприз. В окошках мальчик обнаружил листочки. На них кем-то от руки была написана история неизвестной маленькой девочки Элизабет, которую в канун праздника ангел взял с собой в чудесное путешествие во времени и пространстве прямо к Рождественскому вертепу в Вифлеем.
Скоро о таинственном календаре узнали родители мальчика. И это неожиданно многое в их доме изменило. Прежде сосредоточенные каждый на своих делах, как это часто бывает в современных семьях, теперь Иоаким с родителями по утрам собирались вместе, чтобы открыть новое окошко и узнать очередные подробности истории. По вечерам они стали читать Евангелие, чтобы освежить в памяти события Рождества Христова. А вскоре выяснилось, что девочка Элизабет из рождественского календаря вполне может оказаться не выдуманной, а реальной! И семья начинает увлекательное расследование.
«Эта история объединяет людей», — сказал один из героев романа, старый продавец цветов по имени Иоанн. А в единении, уверен автор «Рождественской мистерии» Юстейн Гордер, как раз и заключается один из важных смыслов Рождества.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема