Имя купчихи Анны Чирихиной в конце 19-ого века было на устах у всего Саратова. Отчасти и на глазах тоже. Многие городские здания украшали балконы с дивными узорчатыми чугунными решётками. На этих произведениях искусства стоял фирменный знак завода Чирихиной. Анна Васильевна была талантливой предпринимательницей и, по отзывам современников, удивительно милосердной женщиной. На её попечении находилась чуть ли не половина жителей Саратова.
Анна родилась в семье богатого купца, который не жалел денег на благотворительность, помогая детям-сиротам. Чирихина дважды была замужем и оба раза овдовев, оказалась единственной владелицей мельницы и трёх заводов: чугунолитейного, механического и машиностроительного. Мужья Анны Васильевны дела вели не слишком успешно. Взяв управление заводами в свои руки, Чирихина смогла наладить бизнес. Прибыль ей приносили не только предприятия, но и торговый дом, в котором Анна Васильевна продавала изделия своих заводов и товары, привезённые из Англии.
Город уважал Чирихину. Состоятельные люди считали хорошим тоном заказывать у неё чугунные решётки, ограды, колонны и крылечки для своих домов. Заказы сыпались со всех сторон. На заводах Анны Васильевны трудились замечательные мастера и рабочие. Хозяйка всячески поощряла их, платила приличное жалование. Приглашала для заболевших сотрудников врачей, оплачивала лечение, покупала лекарства.
Чирихина, так же, как её отец, успешно совмещала управление производством и благотворительную деятельность. В 1891 году губернию поразил страшный голод. Анна Васильевна бесплатно размолола на своей мельнице и раздала голодающим 164 тонны зерна, присланного благотворителями. Узнав о том, что саратовское попечительство о слепых ищет дом под училище для своих подопечных, Чирихина подарила им каменный двухэтажный особняк. Детей из бедных семей обучали в училище бесплатно. Ребята получали здесь не только образование, но и профессию. Плели корзины, вязали ковры из полосок ткани, делали обувные щётки, даже сиденья и спинки для венских стульев и детские коляски. Всё это потом продавалось, а деньги переводились на счета училища. Императрица Мария Фёдоровна, которой доложили о деятельности Чирихиной, вынесла купчихе благодарность. Позже за труды по призрению слепых Анну Васильевну наградили серебряной медалью «За усердие»
Когда в Саратове открылось 25 попечительств о бедных, Чирихина возглавила одно из них. Благотворительница взяла на себя заботу о самом неблагополучном районе города. Здесь в ужасных антисанитарных условиях проживало 70 000 бедняков. Анна Васильевна организовала сбор пожертвований и люди стали регулярно получать продукты, одежду, лекарства, дрова. Для детей Чирихина открыла бесплатную столовую, а для безработных женщин — швейную мастерскую.
В самом начале 20-ого века Анна Васильевна основала детский приют. Пожертвовала на него семьдесят одну тысячу рублей. Сначала дети жили в арендованном здании, потом Чирихина купила для них двухэтажный дом и капитально его отремонтировала. В течение 15-ти лет Анна Васильевна содержала приют. В 1913 году она осуществила ещё один благотворительный проект — построила дом дешёвых квартир для вдов и одиноких женщин. Незадолго до революции Чирихина учредила стипендию своего имени для девочек из малоимущих семей — учениц женской гимназии.
В 1917-ом Анна Васильевна потеряла всё: производство, состояние, недвижимость. Но по сей день саратовцы с гордостью показывают туристам ажурную чугунную лестницу в Радищевском музее, отлитую больше века назад на заводе Чирихиной и ставшую одной из визитных карточек города. Да и дом, в котором жила купчиха-благотворительница сохранился. Это красивое, строгое и скромное здание. Говорят, такой же была и его хозяйка.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM