Слово «ангел» значит — «посланник», «вестник». Некоторые из ангелов находятся в особой близости к человеку.
В Библии говорится, что духовный мир существовал до Сотворения Мира, и в нём происходили грандиозные события.
Могущественный, красивый и один из приближённых к Богу Ангел — Денница — настолько возгордился своим высоким положением среди прочих ангелов и собственной силой, что захотел стать выше Создателя. К своему заговору против Бога он привлёк других ангелов, но некоторые из них остались верными Творцу. Таким образом, между тёмными и светлыми силами на небе развернулась битва, в которой победило светлое воинство, низвергнув тёмные силы в ад.
В одном из стихотворений Николая Клюева можно увидеть отголоски того небесного библейского сражения.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Я был в духе в день воскресный,
Осенённый высотой,
Просветлённо бестелесный
И младенчески простой.
Видел ратей колесницы,
Судный жертвенник и крест,
Указующей десницы
Путеводно-млечный перст.
Воинство светлых ангелов возглавил Архангел Михаил. Его также называют «архистратигом», что в переводе с греческого языка означает «главнокомандующий».
Борьба между светлыми и тёмными силами продолжается и по сей день в душе каждого человека. Все мы склоняется то в сторону добра, то в сторону зла, и Архангел Михаил является незримым защитником людей от сил тьмы.
На иконах Архангела Михаила часто изображают в воинском облачении, с мечом в руке и с крыльями за спиной.
В стихотворении Николая Клюева архангел Михаил тоже крылат и величественно-грозен. Произведение Клюева явно тяготеет к модному поэтическому направлению начала 20 века — символизму. Поэт получает от архангела Михаила белый камень. Этот христианский символ означает верность Христу. В одном из своих посланий апостол Павел называет Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором держится вера.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Источая кровь и пламень,
Шестикрыл и многолик,
С начертаньем белый камень
Мне вручил Архистратиг.
И сказал: «Венчайся белым
Твердо-каменным венцом,
Будь убог и тёмен телом,
Светел духом и лицом.
И другому талисману
Не вверяйся никогда —
Я пасти не перестану
С высоты свои стада.
Поэт Николай Алексеевич Клюев был глубоко верующим человеком, из среды старообрядцев. В шестнадцатилетнем возрасте Клюев надел на себя вериги и отправился в Соловецкий монастырь, в зрелом возрасте поэт пешком, как богомолец-странник, путешествовал по России.
В стихотворении «Я был в духе в день воскресный...» Николай Клюев пытается разобраться в том, откуда к нему приходит вдохновение. Образ архангела Михаила помогает поэту осознать, что творчество должно нести людям свет и противостоять злу.
НИКОЛАЙ КЛЮЕВ:
Верен ангела глаголу,
Вдохновившему меня,
Я сошёл к земному долу,
Полон звуков и огня.
После революции судьба самобытного крестьянского поэта-странника Николая Клюева сложилась трагично. Советская власть преследовала поэта за его, как он сам её называл, «дЕдовскую веру». Стихи Клюева были объявлены «кулацкими», их нигде не печатали.
В 1937 году Николая Клюева арестовали и отправили в сибирскую ссылку. В том же году поэт был расстрелян в Томске как участник монархической повстанческой организации, которой никогда не существовало.
В начале 20 века стихи Николая Клюева в духе народных плачей и библейских псалмов оказали большое влияние на поэтов-современников, в частности, на Сергея Есенина. К числу таких произведений относится и стихотворение Клюева, посвящённое святому архистратигу Михаилу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».