Как жить, если тебе 16 лет, всё только начинается, и планов громадьё, и будущее представляется праздником, а праздник вдруг грубо прерывают? Именно так случилось с Алексеем ТалАем из Белоруссии. Спустя 54 года после Дня победы подростка настигло эхо войны. Алексей подорвался на немецкой мине. Остался без рук и ног. Истёк кровью. Ранения были такими тяжёлыми, что врачи в один голос уверяли – не выживет. Алексей выжил. Три месяца в госпитале, бесконечные операции и Лёша, вопреки прогнозам, вернулся домой.
Даже в самые безнадёжные минуты он верил, что выйдет из больницы. Откуда в 16-летнем мальчишке такая сила духа, такая стойкость? - удивлялись врачи. А Лёше помогли поверить в себя бывшие воины-афганцы, с которыми он познакомился в госпитале.
Алексей Талай: «С того момента появилась уверенность. В тот момент, я ещё совсем мальчик, увидел, что есть люди, которые хлебнули горя не меньше, чем я. Которые видели в этой жизни пострашнее, может быть, - смерть товарищей. И всякие горести после войны уже здесь, на гражданке. Я увидел в их глазах уверенность. Увидел в их глазах тягу к жизни. И, наверное, они меня этим заразили».
Не только родные и друзья помогли Алексею побороть несчастье. Власти Орши сделали многое, чтобы облегчить парню жизнь. С пятого этажа переселили на первый. Дали квартиру с отдельным входом и пандусом для коляски. А потом Алексея пригласили в Германию. Он прошел специальный курс в берлинском ортопедическом центре. В Оршу вернулся с протезами и новыми планами. Сейчас Алексей счастливо женат. По дому бегают трое детей: два сына и крошечная дочка. И жена Маша всегда рядом.
Мария Талай: «У нас все обязанности, можно сказать, распределены поровну. Он помогает мне и детей в сад завезти, и уложить детей спать. И я сама поддерживаю папин авторитет. Папа сказал, значит, вот это нужно выполнить».
Семью Алексей обеспечивает сам. Решение открыть свой небольшой бизнес пришло само собой. Нужно было жить и растить детей. Сделать это на крошечную пенсию невозможно. А поскольку такого слова в лексиконе Алексея нет, то он решил построить в Орше электронно-пневматический тир. Мало кто верил, что затея удастся, но упорство горы сокрушает. Так что Алексей взял и эту вершину. Сегодня руководить бизнесом можно на расстоянии, что Талай прекрасно делает, научившись работать на компьютере и управляться с телефоном.
Алексей считает себя счастливым человеком. И тем острее понимает, что рядом есть люди, которым тоже нужна помощь. Так Алексей появился в детском доме. Нашел спонсоров, купил детям-инвалидам современные коляски с электроприводом и специальные велосипеды с ручными педалями. Алексей старается украсить жизнь маленьких сирот не только подарками. Рассказы о собственной жизни действуют на детей лучше любых игрушек. Потому что достойный пример заразителен. И Алексей счастлив, когда видит, как у малышей пропадает страх и загораются глаза.
У него есть мечта – построить собственный дом в красивом месте, чтобы и его дети, и внуки, и правнуки жили в нём как в сказке. Но пока дом только в планах, семья Талаев превращает в сказку территорию вокруг своей многоэтажки.
Алексей Талай: «По возможности здесь обустраиваем нашу полянку. Дом относительно новый. Посадили можжевельник, там дальше есть ёлочки, сосенки. Мне очень нравится дерево. Ну, я думаю, тут будет очень красиво … Надо видеть в жизни прекрасное. Прекрасного очень много. Это и солнце, это и небо. Мир у нас. Спокойно. Всё хорошо. Надо просто делать. Не только мечтать, как говорится, но и предпринимать какие-то действия на пути к реализации своих мечтаний».
Алексей говорит, что любит и ценит жизнь – она отвечает ему тем же. Главное, не жалеть себя. Тогда можно добиться многого.
В данной программе использованы материалы телевизионной компании "СТВ" (новости Белоруссии).
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 мая. О причинах непринятия Христа

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя своё, его примете».
О причинах непринятия Христа — священник Николай Конюхов.
Человеку гораздо проще понять свидетельство другого человека, увидев в нем в том числе отражение и собственной гордыни. Когда человек приходит во имя свое, то есть он говорит от себя то, что он думает сам, и сам о себе свидетельствует. А Христос говорит, что нельзя принимать только лишь свидетельство самого о себе. Оно не всегда может быть объективным. Более того, человек может находиться в глубокой прелести, и вообще его свидетельство будет неистинно. Он об этом и говорит. «Вы не верьте Моему свидетельству. Отец, который послал Меня, свидетельствует. И дела, которые Я творю, свидетельствуют о Мне». Потому что мы никогда вообще не принимаем свидетельство только лишь одного человека. Он может быть замешан в каких-то схемах и пытается нас обмануть. Но почему-то людям свойственно доверять другому человеку, если он как-то самоуверен, абсолютно убежден. И даже на курсах всяких повышений квалификации современные коучи об этом говорят, что ты должен говорить, вот я уверен, 100% и так далее. И какая-то убежденность, конечно, должна быть у проповедника. Но Христос призывает себе в свидетели свои дела. И призывает нас иметь некое критическое мышление. Потому что мы слишком доверчивы, особенно глядя на статистику обращения людей ко всяким знахарям, экстрасенсам и все остальное, которые зачастую творят дела, не только не подтверждающие какие-то их качества духовные, но наоборот свидетельствуют о том, что если даже есть у них какая-то сила, но точно не от Бога. А тут Христос творит дела, о которых никто никогда не творил. И они его не принимают. Именно из-за того, что другой человек — это отражение нашей собственной гордыни. И для того, чтобы принять Христа и слова Христа, нам нужно уметь увидеть глубже, посмотреть не на то, как человек представляет себя, не на внешний фасад, а в глубину.
Все выпуски программы Актуальная тема