От Уральских гор до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до границ с Китаем — столь огромной была территория Тобольской митрополии в первой четверти восемнадцатого века. Сибирь в то время наполняли разные народы, которые поклонялись деревянным, медным, золотым и серебряным идолам. В 1700-ом году для проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр Первый приказал подыскать во главу митрополии умного и благочестивого человека из числа малороссийских монахов. Выбор пал на Филофея (Лещинского), который успел уже немало потрудиться Киево-Печерской Лавре, и недавно был назначен настоятелем Свенского монастыря.
«Пришед в Сибирские страны, — писал митрополит Филофей Петру Великому, — в церквах Божиих обрел великое нестроение».
Владыка Филофей, прибыв в Тобольск, первым делом созвал собор всего сибирского духовенства. Он преследовал одну цель — укрепить Церковь в Сибири и наладить пастырское служение, которое проходилось вести в исключительно сложных условиях.
Священников в Сибири не хватало, а потому часто рукополагали в священный сан крестьян и казаков — людей простых и по большей части неграмотных. Чтобы исправить эту ситуацию в 1703-ем году митрополит Филофей создал в Тобольске славяно-латинскую школу для детей духовного звания. На тот момент подобные школы существовали только в Киеве, Москве, Чернигове и Ростове. Учителями в тобольской приходской школе были образованные киевские монахи.
Двадцать пять лет святитель Филофей без устали ездил по обширной Сибирской епархии, раскинувшейся от Урала до Китая. В 1705-ом году из Тобольска была снаряжена первая духовная миссия на Камчатку. Так лучи православного просвещения впервые проникли в страну диких камчадАлов. А всего шесть лет спустя на Камчатке был основан монастырь с построен храм во имя святителя Николая Чудотворца. Не взирая на подчас жесткое сопротивление языческих племен, святитель Филофей (Лещинский) снаряжал духовные миссии на Алтай, в Монголию и даже Северный Китай. Здесь жили потомки плененных русских, жителей дальневосточного города АлбазИна, разоренного китайцами в 1684-ом году. Много внимания митрополит Филофей уделял и выпуску книг для распространения христианской культуры на Сибирской земле.
В 1709-ом году владыка Филофей передал управление Тобольской епархией преемнику, а сам удалился в Тюменский Свято-Троицкий монастырь. Он принял великий монашеский постриг — схиму — с именем Феодор, желая посвятить остаток жизни исключительно молитве. Однако в 1712-ом году по просьбе священноначалия Лещинский возобновил миссионерскую деятельность. Он отправился проповедовать православие тунгусским и якутским народностям Березовского края. Проповедь святителя была очень успешной, и он лично крестил несколько племен.
В 1715-ом году Филофей (Лещинский) по приказу царя вернулся к руководству Сибирской епархией. С прежней ревностью занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, учением молодого поколения — воспитанием своих, сибирских священников. Лишь спустя пять лет он был нехотя отпущен Петром Первым на пенсию. Владыка Филофей ушел на покой, но проповедь христианства продолжил до конца своих дней.
Просветитель Сибири Митрополит Филофей (Лещинский) за годы служения крестил более сорока тысяч человек и основал в Сибири около трехсот приходов.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема












