
Фото: Boris Busorgin/Unsplash
Двадцать шестого апреля тысяча девятьсот второго года зал Пермского музея не мог вместить всех желающих. Причиной такого ажиотажа был доклад местного врача и благотворителя, Павла Николаевича Серебренникова, о великом открытии их земляка, уроженца Пермской губернии, инженера Попова — передаче электрических сигналов на расстоянии без проволоки. Все присутствующие жадно слушали рассказ об открытии беспроволочного способа телеграфирования. Для небогатых местных жителей, живо интересующихся новинками технического прогресса, было особо важно, что вход на лекцию был бесплатным. Серебренников считал, что просвещение российского народа должно быть повсеместным и всеобщим.
Павел Серебренников, которого одни называли «дедушкой пермского прогресса», а другие — «Пермским Гаазом», родился в тысяча восемьсот сорок девятом году в семье сельского священника. С раннего детства он наблюдал картины тяжёлой неприглядной сельской жизни: сердце его сжималось при виде бедных крестьянских жилищ. Ещё тогда Павел решил, что будет лечить болезни простых и бедных людей, будет их другом, заступником и просветителем.
Так и получилось: Павел Николаевич стал настоящим врачевателем пермских бедняков. Приёмная его никогда не пустовала: страждущие без конца приходили со своими увечьями и болезнями, «пермский Гааз» никому не отказывал, причём бедных Павел Николаевич лечил бесплатно. Важнее всего Серебренников считал свою образовательную деятельность: он был уверен, что необходимо прежде всего развивать санитарную медицину, борющуюся не с болезнями, а с их причинами. Именно на этих принципах Павел Николаевич бесплатно преподавал гигиену в народных школах для детей бедняков, в школе слепых, воскресных школах для взрослых.
Складывается ощущение, что энергии Серебренникова могло бы хватить на несколько обычных человек: так много он сделал для жителей Перми. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году Павел Николаевич создал Общество помощи слепым, затем с его помощью собрал средства на строительство двухэтажного здания училища для незрячих. Через восемь лет Серебренников инициировал открытие двух дешёвых столовых для бедного народа, где можно было приобрести вкусный и питательный обед за шесть-двенадцать копеек. И это не считая остальных добрых дел Павла Николаевича — устройства рождественских ёлок для детей бедняков с раздачей подарков, утренников с литературно-художественными и музыкальными выступлениями для учащихся народных школ.
Но главным делом своей жизни Серебренников считал строительство Богородицкой женской школы для сирот и детей бедняков. Школа отвечала всем гигиеническим требованиям, которые Павел Николаевич считал обязательными: достаточное количество воздуха и света, кухня для приготовления горячей пищи, площадка для детских игр на переменах. Здесь обучалось более двухсот девочек из бедных семей и приютов. Задачу учебного заведения Серебренников видел не только в начальном образовании, но и в получении учащимися профессии. Для этого был открыт рукодельный класс, в котором после окончания общеобразовательного курса девочки четыре года обучались кройке, шитью, вязанию, вышиванию и другим ремёслам. При школе Павел Николаевич открыл Богородицкий приют, куда поступали дети, потерявшие родителей. Всё обучение и содержание детей в Богородицкой школе было бесплатным.
Павел Николаевич Серебренников оставил о себе добрую память в сердцах жителей Перми. Слова, сказанные им в отношении благотворителей Богородицкой школы, можно в полной мере отнести к нему самому: «Этою школою вы создали себе памятник и вы, наверное, уже чувствуете, что награждены за это, по той великой радости, которая наполняет теперь вашу душу, сознавая, что свершенное вами дело, хотя и малое, но оно создано той же любовью к людям, которая двигает и горами!»
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема