Когда на обложке этой книги я увидела заголовок: «Отказываться не вправе», в памяти всплыли смутные ассоциации с советскими кинофильмами про разведку. Или не обязательно про разведку, но точно о чем-то очень героическом. Когда начала читать – сразу поняла, что практически не ошиблась. Потому что, разве не героизм – быть единственным на целый район священником в северной глуши где-то под Вологдой в «лихие 90-е»? А именно об этом и пишет отец Ярослав в своем сборнике рассказов.
До того, как принять священный сан, отец Ярослав был профессиональным литератором. Синтез его писательского и пастырского опыта принес замечательные плоды в виде небольших рассказов - своего рода эпизодов из жизни, мастерски запечатленных в прозе.
В них мы встречаем все непременные реалии быта сельской глубинки: тут и грязь по колено, и пьющие мужики, и деревенские бабки-колдуньи, и расстояния в сотню километров между населенными пунктами… Но есть и другое, главное: народ вспомнил о Боге, восстанавливаются в селах церкви, все больше и больше желающих креститься. Поэтому забот у сельского батюшки - хоть отбавляй! К тому же не дает скучать и «загадочная русская душа», столь ярко выраженная у местных жителей, что из-за этого автор частенько попадает в весьма курьезные ситуации.
Читаешь, и диву даешься. Батюшке и дрезиной самостоятельно управлять довелось – в рассказе «Крестины»; и печь собственными руками класть – в рассказе «Печное дело»; и жертвой не в меру амбициозного сельского участкового чуть не стал – в рассказе «Милиционер». А уж типажи у отца Ярослава – Шукшин бы позавидовал! Тут вам и влюбленный охотник-итальянец, невесть каким ветром занесенный в вологодскую глушь, и ученый-уфолог в подпитии, и родной брат местного стража порядка, уворовавший из сельпо ящик вермута и скрывшийся с ним на милицейском мотоцикле…
И на фоне всего этого становится совершенно понятно, почему священник Ярослав Шипов назвал свой сборник именно так – «Отказываться не в праве». Никаких аллегорий, никакого пафоса – сплошная правда жизни. Потому что куда бы ни позвали: ехать ли крестить за сто километров зимой на тракторе, вести ли уроки физики в школе – священник едет и идет, не задавая лишних вопросов.
Увы, современное понимание героизма часто не выходит за рамки строчек из детской песенки: «Нормальные герои всегда идут в обход»… Но это – точно не про отца Ярослава и его книгу.
10 ноября. О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе и народе: «Народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения».
О любви к внешним эффектам как неверном подходе к духовной жизни — игумен Назарий (Рыпин).
Людям свойственно искать каких-то зрелищ, чудес, искать чего-то внешнего. Потому что внутренний труд — это всегда сложнее, нежели какие-то внешние эффекты. И люди падки до этих каких-то внешних эффектов. И именно поэтому Господь и говорит им, что они ходят за Ним не потому, что Он великий учитель, тот, кто должен и способен возвести человека на небо, а потому что они видят эти чудеса. И для них это повод, быть может, потщеславиться тем самым, перед кем-то этим похвалиться.
Почему и до сих пор люди бегают в поисках прозорливых старцев? Не потому, что они хотят от них что-то услышать назидательное для себя, а чаще всего для того, чтобы навязать им свою волю, выпросить благословение на то, что они и так хотят совершить, но оправдываться этим благословением. И потом ещё в кругу своих знакомых, церковных и не очень. Ну, это, как правило, люди, ещё не укоренившиеся в вере, хвалятся о том, что они были у такого-то или такого-то именитого отца, духовника или старца.
Поэтому нужно не искать чудес, а благодарить Бога за все чудеса, которые Он являет в своей церкви. Потому что само существование церкви — величайшее чудо, которое было уничтожаемо веками, которое совершает и являет нам чудо Евхаристии ежедневно и которое являет нам величайшее чудо — это способность преображения человеческой души, когда грешники становятся праведниками и святыми, и Церковь являет нам это уже на протяжении двух тысяч лет непрестанно.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О проповедниках Слова Божия
В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением».
О проповедниках Слова Божия — протоиерей Илья Кочуров.
Апостолы проповедовали не от себя, они были посланниками Божиими, и дело апостольское укреплялось Святым Духом. В день Пятидесятницы святые апостолы, а через них и вся Церковь, получают благодать Святого Духа.
Таким образом, выйдя из Сионской горницы, апостолы были уже не слабыми рыбаками, а могущественными проповедниками Слова Божия. Посланниками Бога. И своё посланничество они часто подтверждали не только словом, но и делом. Господь дал апостолам власть исцелять, изгонять бесов.
Люди видели в слове апостолов и слышали в нём не просто какой-то интересный рассказ. Апостольская проповедь имела такую силу, что слушатели в единочасье изменяли весь образ своих мыслей, изменяли всю свою жизнь. Апостол Пётр выходит на проповедь, и тут же три тысячи человек становятся христианами и требуют себе крещения.
Таким образом, проповедь святых апостолов — это явление особой силы Божией, которая изменяет мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 ноября. О подвиге Святителя Арсения Первого

Сегодня 10 ноября. День памяти Святителя Арсения Первого, архиепископа Сербского, жившего в тринадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Когда рядом с тобой будет человек, который оказывает влияние на ход национальной и мировой истории, как святитель Савва Сербский, то, конечно, в его тени оказываешься, и о тебе вроде никто не вспоминает. Но святитель Арсений, чью память мы сегодня празднуем, — это достойный преемник и ученик величайшего святого, который своим смирением смог приумножить его труды.
Мы видим, что не только его избрали преемником святителя Саввы, но и сам святитель Савва, который нуждался в молитве, нуждался немножко отвлечься от каких-то хозяйственных, можно сказать, политических забот, от забот по устроению приходской церковной жизни, отправился в Иерусалим. Уже тогда, ещё при своей жизни, он уже ставит святителя Арсения управлять церковью.
Имя святителя Арсения прежде всего связано с монастырем Печская Патриархия, который сейчас находится в многострадальном Косовском крае. Поэтому в этот день, дорогие друзья, наш долг обратиться к святителю Арсению не только с молитвами о наших каких-то личных нуждах, но и помолиться о гонимом сербском народе в сердце православной Сербии, которая находится под оккупацией, где разрушаются святыни, где идут настоящие гонения.
Святителю отче Арсение, помоги! Без небесной помощи нам не справиться.
Все выпуски программы Актуальная тема







